Его 14-летние разработки и испытания подошли к логическому концу – компания изобретателя вышла на рынок и готова смонтировать любому желающему БГУ “под ключ”. По его словам, ее стоимость в десятки, сотни раз дешевле зарубежных аналогов и она нисколько не уступает им по эффективности.
Создание и использование этого оборудования направлено на утилизацию органических отходов, превращение их в такой же, как и используемый в городских квартирах, газ метан, тепловую и электроэнергию и, естественно, бережное отношение к экологии.
В качестве сырья используется не только навоз, но и другие отходы домашних животных после их забоя, а также отходы растений – ботва, стебли, корни и кожура овощей, фруктов и ягод.
Идея – лучшая из лучших
Началось все в 2003 году со скотобойни в хозяйстве Самата Абенова. Инженер захотел найти полезное применение образующимся биоотходам.
– Человек уже около 300 лет перерабатывает эти отходы, – рассказывает изобретатель. – Я долго шел к этому: изучал иностранный опыт, перечитал много книг. С готовым проектом принял участие в организованном министерством индустрии национальном конкурсе инновационных бизнес-планов “NIF 50K”. И из сотен участников мой проект оказался лучшим.
Полученный грант, 50 тысяч долларов, вложил в опытно-конструкторские работы: создал всю технологическую цепочку – начиная от подготовки сырья и заканчивая выработкой газа и удобрений.
На сегодня это моя 13-я модель – опытно-экспериментальный проект, в котором запатентован особый принцип перемешивания смеси. Я построил теплицу, которую отапливал с помощью своего газа и где использовал свои удобрения.
У нас есть кафе, там готовят пищу на собственном газе.
Мы добились хороших показателей в работе БГУ и сейчас хотим перейти на серийное производство и распространить это оборудование в Казахстане.
Газогенераторные бактерии
Обслуживает всю биогазовую установку один человек, рабочий-оператор. Сам шеф и его заместитель Юсуп Сариев только иногда следят за параметрами на разных участках с помощью разработанной компьютерной программы. Наблюдать за параметрами и управлять ими дистанционно можно с помощью Интернета.
В металлическом бункере смешивается сырье и теплая вода, затем вся эта масса проходит через помпу-дробилку и по трубе попадает в дозатор. В нем еще раз проверяется температура сырья.
А главное, с его помощью определяется необходимый объем смеси для поступления в “сердце” установки – биореактор. Он может работать непрерывно и соответственно не переставая выдавать свой главный продукт – биогаз. Идея внедрения в Казахстане водно-угольного топлива потерпела фиаско
– Содержащимся в отходах метанобразующим бактериям нужно создать определенные условия: температурный режим, исключить доступ воздуха и задать оптимальный способ перемешивания, – объясняет главные химические процессы Самат Камалович. – При соблюдении этих условий бактерии будут размножаться, перерабатывать органику и вырабатывать биогаз. Результат их деятельности после выработки газа и есть органические удобрения.
Мы разработали и запатентовали свой способ перемешивания смеси, так называемый принцип вращающегося барабана, когда крутится не внутренний ротор смесителя, а наоборот – сам барабан реактора. Постарались создать условия, близкие к идеальным, и у нас это получилось.
Из газа – свет и тепло
По словам заместителя директора Юсупа Сариева, находящиеся в биореакторе в момент нашего присутствия 230 килограммов смеси дают около 18 кубометров газа в сутки. Это газ с 65-процентным содержанием метана. С помощью дополнительного оборудования можно довести его долю до 95 процентов.
Один куб вырабатываемого биогаза при его сжигании в газогенераторе дает 2 киловатта электроэнергии. При выработке в сутки 18 кубов газа можно получить 36 киловатт, или 1,5 киловатта в час.
Эти 230 килограммов смеси в итоге превращаются в удобрение такого же веса – пропорция один к одному. При увеличения объема биореактора происходит небольшое снижение КПД – сказываются потери на периферийном оборудовании. Но все равно для среднего крестьянского хозяйства в самый раз!
Также с помощью газовых котлов можно отапливать помещения. По отходящей от биореактора трубе газ прямиком поступает в кухню принимающего гостей кафе. Излишки газа хранят в расположенном во дворе хозяйства газгольдере.
Конструкторы рассказали, что полученный на этом оборудовании газ можно и сжижать, после чего его можно разливать в баллоны. Но, во-первых, для компании это не цель, во-вторых, для этого необходимо дополнительное дорогое оборудование. Но возможности есть.
БГУ казахстанских Кулибиных можно использовать не только на животноводческих фермах и откормочных площадках, свинофермах, птицефабриках и мясокомбинатах. Сырье для них обязательно найдется и на консервных, плодоконсервных и спиртзаводах.
Удобрения без химикатов
– Все содержимое биореактора после его ферментации и выработки биогаза и есть органические удобрения, – продолжает Юсуп Сариев. – Можно использовать как в жидком виде, так и в твердом. В нашем магазине мы их уже продаем. Твердыми в размельченном виде обрабатывается нужный участок земли, жидкие же можно просто вылить в арык, по которому поливная вода поступает на поля или огороды.
Удобрения можно использовать как для овощных и бахчевых культур, так и для обработки фруктовых садов. Спрессованные в брикеты можно использовать и как топливо – отапливать ими помещение или готовить пищу. Можно использовать вместо саксаула (это подтверждает экологичность продукта) – готовить на их углях шашлыки.
Также оставшуюся после сжигания брикетов золу, богатую микроэлементами – железом, медью, никелем, мы смешиваем с жидкими удобрениями и получаем более обогащенные уже органоминеральные удобрения.
Полученный в БГУ продукт не содержат в себе различные паразитические элементы.
При обработке им полей урожайность увеличивается на 25–30 процентов с момента первого применения. Керосиновый холодильник
На старте – серийное производство
В компании готовы изготовить и смонтировать на территории заказчика любую БГУ в зависимости от комплектации – от простых до варианта с автоматической системой управления. Цена готовой БГУ зависит от объема биореактора, наличия дополнительного оборудования и многих других параметров.
По словам изобретателя, один куб биореактора с соответствующим периферийным оборудованием стоит от 500 долларов. То есть БГУ с 5-кубовым реактором обойдется примерно в 2 500 долларов. Монтаж и обучение управлению входят в эту цену.
По словам Самата Камаловича, аналогичное немецкое оборудование стоит в сотни раз дороже.
– К примеру, 30-кубовая установка пять лет назад стоила около 2,5 миллиона евро, – говорит инженер. – Но при этом могут возникнуть сложности с сервисом, запчастями. Придется заказывать их из Германии. К нам приезжали оттуда профессора, которые убедились, что наша БГУ по производительности не уступает их образцам.
АЛМАТЫ