Однако россияне сейчас сами испытывают нехватку топлива из-за простоя некоторых НПЗ и увеличения объемов потребления на внутреннем рынке, сообщает телеканал "Алматы".
Вопрос нехватки горючего и его удорожания не находит ответа как в Казахстане, так и на территории его основного партнера по поставкам — России. Госдума одобрила повышение акцизов на бензин, что напрямую повлияет на стоимость топлива со следующего года в сторону удорожания до 15%. Однако сейчас на цену большее давление оказывают валютные колебания.
— Есть еще скачок из-за того, что доллар и евро подорожали к национальной валюте. Это в основном из-за валютных рисков, конечно. Потому что у нас сейчас есть привязка, потому что цена у нас с этим больше связана была, не как с дефицитом, — сказал пресс-секретарь Министерства энергетики РФ Ольга Голант.
Дефицит бензина в России откликнулся и в Казахстане. Причиной сокращения поставок стало увеличение потребления на собственном рынке РФ, аварийный простой нескольких НПЗ в октябре этого года, а также большая разница в ценах двух стран. А вот казахстанцы нехватку топлива начали ощущать еще с марта этого года. Тогда же поднялась и цена на горючее. Для стабилизации ситуации правительство предприняло несколько шагов: увеличена загрузка отечественных НПЗ, перенесен плановый ремонт Шымкентского завода с октября этого года на март следующего, а также увеличены объем и география импорта ГСМ: Россия, Беларусия, Финляндия и Румыния.
— С целью покрытия недостающих объемов светлых нефтепродуктов в соответствии с соглашением между правительством Казахстана и России были подписаны индикативные балансы нефтепродуктов, предусматривающие беспошлинные поставки из России в Казахстан в 2014 году 958 тысяч тонн автобензина и 470 тысяч тонн дизтоплива, — отметил первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин.
120 тысяч тонн 92-го бензина до конца года планирует завезти в Казахстан нацкомпания "КазМунайГаз". Впрочем, импортировать топливо могут и частные предприниматели. А вот увеличения поставок с отечественных НПЗ пока ждать не стоит. До 2016 года заводы на реконструкции и модернизации. Если раньше мощность предприятий была до 14 с половиной миллиона тонн топлива в год, то после ремонта на 4 миллиона тонн станет больше. Но и качество не будет уступать евростандартам. По прогнозам отечественных экспертов, нужды в импорте уже не будет.
— На наших заводах в среднем глубина переработки — 50-60 процентов, то есть мы только извлекаем 50-60 процентов светлых нефтепродуктов — это бензин, дизельное топливо, остальное уходит в осадок, остаток. А если мы увеличим глубину до 95-98, то есть мы выжимаем все что есть, бензин, дизельное топливо — объем увеличивается, — объяснил вице-президент Национальной инженерной академии РК Надир Надиров.
Ежегодно в Казахстане добывается около 80 миллионов тонн нефти. Из них на переработку для внутренних нужд остается 14 миллионов тонн, остальное — на экспорт. Однако для полного обеспечения казахстанцев горючим импортируется еще около двух миллионов тонн нефтепродуктов. Насколько изменится ситуация после модернизации НПЗ, покажет только время.