В связи с новой программой утилизации автомобилей в РФ необходимо ввести аналогичные протекционистские меры в поддержку отечественного автопрома. Об этом заявили депутаты в запросе фракции «Ак жол», озвученном сегодня на пленарном заседании Мажилиса Талгатом Ергалиевым, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу партии.
«Автомобильная отрасль является сегодня одним из динамично развивающихся секторов экономики Казахстана. Благодаря поддержке главы государства и Правительства реализуются проекты по производству автомобилей известных брендов.
Общий объем производства автотранспортной техники в 2013 году составил 34 000 единиц, а план производства на 2014 год составил 60 000 единиц, — говорится в запросе, адресованном на имя Премьер-министра К.Масимова. – Но создаются дополнительные барьеры для экспорта казахстанских автомобилей в Россию: РФ в одностороннем порядке ввела утилизационный сбор в отношении транспортных средств, произведенных в РК и в Беларуси».
Речь идет о возобновлении Минпромторгом РФ с 1 сентября т.г. программы утилизации автомобилей. При условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой автовладельцы смогут получить через производителей или дилеров скидки при покупке новых автомобилей.
До конца года Правительством РФ планируется выделить 10 млрд. рублей, что позволит дополнительно реализовать 170 тыс. автомобилей. Программа утилизации распространяется на все категории автомобилей старше шести лет, а сумма компенсации за сдачу машины в утиль составляет от 40 до 350 тыс. рублей. Это достаточно серьезно стимулирует продажи новой автомобильной техники.
Предыдущая программа утилизации действовала в 2010-2011г.г. — из федерального бюджета на ее реализацию было выделено 30 млрд рублей. В результате — уровень производства легковых автомобилей в РФ в 2010 году вырос в 2 раза, грузовых – на 75% к 2009 году.
«На наши предыдущие запросы по данной теме правительство отвечало, что мы не можем ввести утилизационный сбор ввиду предстоящего вступления в ВТО и отсутствия системы утилизации автомобилей. Внедрение утилизационного сбора Россией, в том числе и для автомобилей из Казахстана, ставит в неравные условия наших производителей и закрывает возможность экспорта. Тогда как автомобили, произведенные в РФ, импортируются в Казахстан без уплаты утилизационного сбора и таможенных пошлин. Хотя страны-участницы ТС обсуждали возможность введения утилизационного сбора на территории ТС с условием, что «утилизационный сбор подлежит к уплате в стране происхождения товара», — подчеркнул Т.Ергалиев.
В связи с высоким значением отрасли для отечественной экономики депутаты фракции считают необходимым изыскать адекватный ответ на подобные протекционистские меры РФ. Россия уже является членом ВТО, но это не помешало ей ввести утилизационный сбор.
«Акжоловцы» считают, что вопрос организации системы утилизации также является актуальным в свете подготовки к ЭКСПО-2017 и заявленного перехода к «Зелёной экономике». Данные проблемы в таких странах как США, Япония, Германия, Голландия были решены еще 10-15 лет назад путем организации системы сбора и вторичной переработки изношенных автомобилей. Только в США, Канаде, Японии и Западной Европе ежегодно утилизируется около 35 млн. автомобилей.
Депутаты «Ак жола» уверены, что внедрение утилизационного сбора в Казахстане существенно поддержит отечественный автопром, а так же стимулировать обновление автопарка посредством предоставления гражданам субсидий на приобретение новых автомобилей при условии утилизации старых.