Тем временем горючее натурально исчезло в ряде АЗС по всей стране. Первыми бензиновое и солярное «воздержание» почувствовали на себе сельские жители. Корреспондент YK-avto.kz постарался разобраться в ситуации.
Производители отрицают слухи об искусственном дефиците и обвиняют в недостатке ГСМ не кого-нибудь, а собственных коллег по бизнесу.
— Одной из вероятных причин дефицита бензина на розничном рынке Республики Казахстан может быть сдерживание реализации самими участниками рынка в ожидании повышения предельных розничных цен, — прокомментировали ситуацию в ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» республиканским информационным агентствам.
Иными словами, заправочные станции не хотят отпускать топливо по нынешней максимальной розничной цене в надежде, что завтра эту отметку повысят, и продать его удастся намного дороже. Однако частники эту информацию опровергают и заявляют, что бензина действительно не хватает.
— Надо провести мониторинг по остатку горючего на заправках, — поделился менеджер ГСМ ТОО «ПФК Титан» города Усть-Каменогорска Олег Ананин. — Его просто-напросто вообще нет. Павлодарский нефтехимический завод, с которого идут основные поставки, на ремонте. Везти из России очень дорого. Приходится отпускать бензин только предприятиям, с которыми заключен договор о поставке, и то запасов хватит лишь на полторы недели, после чего, скорее всего, тоже встанем.
По мнению руководителей АЗС, сдерживание розничных цен ни к чему хорошему не приводит. В городских условиях еще возможно отпускать бензин по этой цене. А вот в отдаленных районах многие заправки вовсе закрылись из-за убыточности, а часть продает ГСМ из-под полы.
— Максимальная цена была определена на уровне области, и при этом не была продумана система доставки в дальние районы, — возмущается председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галина Казанцева. — По этой стоимости топливо там невозможно купить, потому что предпринимателю невыгодно продавать себе в убыток. Если власти не хотят менять цену для отдаленных АЗС, тогда необходимо ввести субсидирование, чтобы покрывать транспортные расходы.
При посещении пяти АЗС разных компаний в Усть-Каменогорске выяснилось, что на двух заправочных станциях не оказалось в наличии бензина марки АИ-92 российского производства, а на одной — АИ-95 и дизельного топлива. Все сотрудники объяснили отсутствие этих марок тем, что «ждут бензовоз», и скоро топливо появится.
Что будет происходить в ближайшее время с реализацией ГСМ, и как изменится цена на нефтепродукт, пока непонятно. Возможно, после того, как нефтеперерабатывающие предприятия окончат ремонт, ситуация выровняется.