Уголовное дело в отношении бывшего руководителя СПК “Орал” Руслана Сапаргалиева и директора ТОО “АттисОралАгро” Бакытжана Нигишева было возбуждено в 2013 году. Им предъявили обвинение по статье 176 УК РК “Присвоение или растрата чужого вверенного имущества”. Вся суть дела заключалась в обычной перекачке бюджетных денег из одного кармана в другой без получения услуг или товаров.
В 2011 году распоряжением правительства в Приуралье был создан стабилизационный фонд, как сдерживающий фактор при повышении цен на продовольственные товары первой необходимости. В частности, дело касалось сельскохозяйственных товаров, как то: картофель, лук, морковь. Как запасы стабфонда на букмекерских ставках проиграли
СПК “Орал” создает ТОО “Стабилизационный фонд ЗКО”, которое должно закупать сельхозтовары у отечественных производителей, обеспечить их хранение для дальнейшей продажи в зимний период по приемлемым ценам.
В октябре 2011 года руководитель СПК “Орал” Руслан Сапаргалиев заключает договор с ТОО “АттисОралАгро” на закупку сельскохозяйственной продукции – картофеля, лука и моркови. При этом никакого тендера не проводится, закон о госзакупках здесь отодвигается на второй план. ТОО “АттисОралАгро” представляется как отечественный производитель, хотя к таковым не относится. На счет этой компании перечисляется 275 миллионов тенге за поставку 5 500 тонн овощей и 104 миллиона тенге за их хранение.
Однако, как следует из уголовного дела, перечисленные денежные средства директор ТОО “АттисОралАгро” Бакытжан Нигишев обналичил через аффилированные компании, принадлежащие ему же, а затем потратил их по своему усмотрению.
Что касается исполнения взятых на себя обязательств, то “АттисОралАгро” для пущей видимости закупил у одного из крестьянских хозяйств 900 тонн лука на 40 миллионов тенге, он в последующем сгнил ввиду отсутствия овощехранилища. В результате в зимний сезон-2011/2012 область оказалась без продовольственного стабилизационного фонда. Продуктовые “шалости” уральских “реформаторов”
Возбужденное в начале 2013 года уголовное дело в отношении руководителя СПК “Орал” Сапаргалиева и директора “АттисОралАгро” Б. Нигишева к концу того же года было закончено расследованием и передано в суд. Однако на заседания суда Нигишев не явился, на повестки не реагировал, его место нахождения выяснить не удалось. Возникло опасение: а не подался ли он в бега?
И под занавес 2013 года постановлением Уральского городского суда Нигишев объявляется в розыск. Рассмотрение приостанавливается, дело возвращается обратно следственным органам и ложится под сукно до наступления лучших времен.
Тем временем Сапаргалиев, находящийся под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, устраивается на другую, не менее престижную государственную должность.
А Нигишев пересекает границу Казахстана и скрывается в России. Все эти годы он живет в Крыму, занимается предпринимательской деятельностью.
Но в марте 2017 года задерживается правоохранительными органами РФ как лицо, находящееся в международном розыске, и водворяется в СИЗО города Севастополя до решения вопроса о его передаче правоохранительным органам Казахстана в соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи. Заждались или самые громкие экстрадиции казахстанцев на родину
Однако вопрос экстрадиции оказался сложным и затянулся. Адвокат Нигишева, известный юрист Гинаят Салыков, летом нынешнего года специально ездил в Москву в Генеральную прокуратуру РФ, был на приеме в международном управлении, где рассматривался вопрос экстрадиции его подзащитного. На днях он получил официальный ответ на свой запрос. “В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации экстрадиционная проверка в отношении Нигишева Б. завершена, в связи с чем запрос Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о его выдаче рассматривается по существу”, – говорится в сообщении.
При этом высший надзорный орган России уведомляет, что срок экстрадиционного ареста Нигишева продлен до 12 месяцев. Сам он не возражает против экстрадиции на родину.
Гинаят Салыков уверен, что в ближайшее время его подзащитный будет экстрадирован на родину. Что касается уголовного дела, то адвокат не видит здесь состава преступления и уверен, что дело должно рассматриваться в гражданском судопроизводстве.
УРАЛЬСК