Накануне стало известно о том, что туркменским женщинам запретили садиться за руль транспортных средств. Сначала полицейские лишь предупреждали автолюбительниц, но теперь у них изымают права, а машины ставят на штрафстоянку.
А у сотрудниц государственных учреждений взяли расписку с обязательством не садиться за руль.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz опросил авторитетных казахстанских автомобильных экспертов и узнал, как туркменские запреты могут исправить ситуацию с аварийностью, а также поинтересовался, почему казахстанские автолюбители выступили в поддержку подобных инициатив.
Эдуард ЭДОКОВ, глава Независимого автомобильного союза Казахстана
— В Туркменистане женщинам запретили садиться за руль, дабы уменьшить количество ДТП. Как вы оцениваете подобные меры?
— Подобные меры очень сложно оценивать с точки зрения здравого смысла. Особенно если учитывать, что на Туркменистан здравый смысл распространяется не всегда. Это решение обусловлено якобы тем, что снизится аварийность, но вряд ли всё это как-то соотносится.
С таким же успехом можно было бы запретить все автомобили в целом и перейти на гужевой транспорт, тогда бы ДТП вообще не было.
Подобная практика используется не только в Туркменистане, но ещё и в некоторых странах арабского мира. Надеюсь, что у нас до подобного уровня мракобесия никогда не дойдет.
— Многие казахстанские автолюбители высказались в поддержку решения этой страны относительно женщин за рулём и задумались о возможности введения подобного запрета в Казахстане. Как вы на это смотрите?
— Это чушь и мракобесие. Подобные решения – это возврат к дикому средневековью. Люди, которые оценивают этот запрет положительно и считают, что женщины — это плохо развитые существа, не способные ездить за рулём, очень сильно отстают в развитии. Те, кто оценивает эти события положительно, мыслят на уровне средневековых инквизиторов, которые сжигали женщин на костре, считая их ведьмами.
Евгений КУБЕКОВ, шеф-редактор Motor.kz
— В Туркменистане женщинам запретили садиться за руль, дабы уменьшить количество ДТП. Как вы оцениваете эту ситуацию?
— Нужно смотреть в корень проблемы. У Аркадага (титул президента Туркменистана. — Прим. ) есть свои склонности и суеверия по тем или иным вопросам. Например, в 2015 году в страну был запрещен ввоз черных автомобилей, к тому же ограничились не только цветом, но и запретили ввоз спортивных автомобилей. И в этих случаях тоже ссылались на аварийность. Но всё это исходит от самой личности Гурбангулы Бердымухамедова.
Если возвращаться к запрету для женщин, то ситуация тоже достаточно интересная. Особенно если учитывать, что в той же Саудовской Аравии женщинам начинают разрешать садиться за руль, а здесь происходит совершенно обратный процесс.
— Насколько оправдан этот ход? Может ли он исправить ситуацию с количеством ДТП?
— По-моему глубоко субъективному мнению, с аварийностью ничего не изменится. К тому же это нарушение всех прав человека.
— Многие казахстанские автолюбители высказались в поддержку туркменского решения относительно женщин за рулём…
— В большей степени это, скорее всего, стёб, такой у нас народ, такие приколы.
Да, существует предвзятое мнение о том, что женщины плохо водят, об этом все постоянно говорят. Но если посмотреть статистику по аварийности в Казахстане, то можно заметить, что женщины участвуют в ДТП гораздо реже, чем мужчины.
Справка "КАРАВАНА"
По статистике за 2013 год в Казахстане, согласно проведенному исследованию АО «СК «Kompetenz», виновниками 55 процентов ДТП становились мужчины, в 45 процентах – женщины.
По сведениям того же информационно-аналитического центра, но уже в 2015 году, соотношение несколько изменилось, и опять не в пользу мужчин. Виновниками 59 процентов ДТП становились мужчины, в 41 проценте случаев – женщины.
В 2017 году подобных исследований не проводилось, но, по данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Казахстана, ситуация также складывается не в пользу мужчин.
Так, например, за 8 месяцев 2017 года в Казахстане в ДТП погибло 348 женщин и 1 198 мужчин.
Конечно же, стоит учитывать, что женщин за рулём, в принципе, меньше, но эти цифры подтверждают слова экспертов о том, что главная проблема аварийности на дорогах далеко не в женщинах.