Известно, что Казахстан заявил о своем видении обеспечения мира и безопасности, в которое входит решение следующих задач: «Нераспространение оружия массового уничтожения», а также «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии».
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с казахстанским политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ, который разъяснил, почему Казахстаном были выбраны описанные выше проблемы, а также рассказал, что нам может дать председательство в Совбезе.
— По каким причинам выбраны именно те проблемы, которые были заявлены Казахстаном?
— Проблема распространения оружия массового уничтожения стоит уже около ста лет и, как мы видим, решается очень медленно. Понятно, что сложился определенный баланс сил, есть консенсус, за который стороны двигаться не хотят. С другой стороны, ясно, что Казахстану нужно качать хоть какую-то внешнеполитическую тему, и именно здесь у нас есть достижения – отказ от ядерного оружия в начале 90-х годов. После этого Казахстан позиционирует себя как государство, выбравшее безъядерный статус, поэтому мы стараемся либо сами активизировать, либо подключаться ко всем инициативам подобного плана.
Тема Афганистана тоже имеет отношение к Казахстану, поскольку эскалация проблем сказывается на ситуации с экстремистской, террористической и наркотической угрозами в регионе и оказывает косвенное влияние на Казахстан. По этой теме наша страна немало участвовала в различных конференциях и форумах.
Вышеназванные темы входят в понятие внешнеполитического бренда Казахстана: стабильность в Центральной Азии и ядерное разоружение. Если бы Казахстан предложил другие инициативы, выходящие за наш внешнеполитический профиль, то они вряд ли бы кого-либо волновали.
Можно сказать, что эти темы заявлены для обрамления визита нашего Президента в США. Учитывая, что Казахстан будет председательствовать в Совбезе ООН не больше месяца, понятно, и времени хватит лишь для того, чтобы лишний раз актуализировать данные проблемы. Достаточно много стран выступают с разными инициативами, и понятно, что пока эти инициативы не будут подкреплены достигнутыми соглашениями со сверхдержавами, например, с Россией, США, Китаем, Турцией и Ираном, о каком-либо прогрессе в этих вопросах даже думать не стоит.
Казахстан просто занимается актуализацией проблем. Конечно же, если у нашей страны будут какие-то свежие идеи по поднятым темам, то будут какие-то сдвиги.
— Согласны ли вы с мнением политолога Айдоса Сарыма, который заявил, что председательство в Совбезе ООН несет в себе геополитические риски?
— За годы своей независимости Казахстан не поругался ни с одной из сверхдержав, поэтому я не думаю, что конкретно сейчас что-либо изменится и нам придется столкнуться с подобными рисками.
Как мы видим, Казахстан по многим вопросам либо вовсе аккуратно воздерживается, либо выступает с миротворческими инициативами, которые позволяют скрыть нежелание вступать в конфликты.
— В таком случае зачем это нам? Что дает Казахстану председательство в Совете Безопасности ООН?
— Скажите, нам что-нибудь дало то, что мы были председателем ОБСЕ?
Я думаю, что это своеобразный внешнеполитический пиар нашей страны в мире. Помимо рекламно-пропагандистских целей есть ещё и желание лишний раз укрепить отношения с ведущими странами мира. Для того чтобы в будущем те, кто принимает решения по Казахстану и его проблемам, видели, что наша страна лояльна и дружелюбна.