В исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в обществе, соблюдая общественный договор. Мир отвечает интересам ислама, а значит и самих мусульман, заявил в интервью Zakon.kz доктор исторических наук, профессор кафедры религиоведения Евразийского Национального университета имени Л. Гумилева, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров.
— Асылбек Каримович, многие наши сограждане задаются сегодня вопросом, как оставаться современным, прогрессивным государством, при этом не утратив духовность, культуру и ментальность государствообразующего этноса? Что такое светский принцип конституционного строя, не противоречит ли это исламу и так далее. Хотелось бы узнать ваше мнение.
— Религия ислам четко расставляет приоритеты и уровень ответственности. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), не призывал к тому, чтобы ради власти, привилегий или богатства менять одно на другое, ибо «нет в религии принуждения». Он всегда призывал изгнавших его мекканцев к миру, и в местности Худайбийя заключил договор, содержавший значительные уступки со стороны мусульман. Пророк не настаивал, чтобы мекканцы признали его пророком, он признал их право удерживать мусульман, желающих присоединиться к общине, согласился отложить хадж во избежание кровопролития. Но в договоре были предусмотрены гарантии свободы вероисповедания и доведения религии до остальных. Это является доказательством того, что мир отвечает интересам ислама, а значит и самих мусульман.
В исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в обществе, соблюдая общественный договор. Таким же образом Конституция Республики Казахстан гарантирует право на свободу вероисповедания.
Ислам ханафитского мазхаба признается традиционной религией в нашей стране согласно закону о религиозных объединениях и религиозной деятельности.
— Не будем далеко ходить, давайте посмотрим, чего нам удалось достичь в этом плане за годы независимости, насколько важно встраивание мусульман в современное общество.
— В первую очередь за годы независимости нам удалось выработать правила равного отношения к человеку независимо от его вероисповедания, за исключением случаев, когда следование религии создает прямую угрозу жизни и здоровью человека, либо посягает на устои общества. Такой принцип государственной политики по отношению к вероисповеданию называется светским. Но зачастую светским ошибочно называют общество,
необоснованно отождествляя светскость с принципами государственной политики, хотя Президент сказал, что «светское не значит атеистическое».
Светскость – принцип государственной политики, заключающийся в равном отношении к человеку или группе независимо от вероисповедания. Мусульмане не нуждаются в привилегиях, они за равное отношение, то есть за соблюдение светского, равноудаленного отношения, когда человека оценивают не по его религии, а по реальным поступкам. Ислам – это ответственность, а не привилегия, и не нужно отождествлять атеизм и секуляризм со светскостью. Светское означает равное, а не равнодушное отношение к религии.
Принцип управления государством, основанном на светских началах, является уникальной и единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничном государстве, коим сегодня является Казахстан.
— Многие думают, что светскость это отказ от религии.
— Кто так считает, тот сильно ошибается. Светскость не означает отказ от религии. К примеру, США — светское государство, а чиновники, военные, свидетели в суде клянутся на Библии. В Великобритании глава государства — королева является также главой Англиканской протестантской церкви. В Германии церковный налог собирает государственная налоговая служба. Светскость не есть изгнание религии на задворки общественной жизни.
Конечно, некоторые могут возразить, что ислам и светскость – вещи абсолютно несовместимые. Более того, последователи крайних идей считают, что принципы светскости и религия ислам – противоположны и даже враждебны.
Но исламская догматика, напротив, позволяет гармонировать с идеей светскости и допускает возможность становления ее неотъемлемой частью как основы духовного развития.
О донесении важности встраивания мусульман в современное общество говорит и хадис «Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей». Важно отметить, что в отличие от других хадисов, призывающих к поддержке и взаимопомощи между братьями, то есть мусульманами, в этом хадисе говорится о людях вообще, без различия в религии, этнической принадлежности, расы, социальной группы и так далее. Соответственно, полезность людям – важная сунна, достижимая лишь путем вовлечения в социальную, общественную, экономическую и другие сферы жизни в обществе проживания мусульман.