– В сентябре, когда еще тепло было, у меня под окном начали что-то копать. Потом стали долбить стену. Кто это был и что они делали – мне никто не рассказал. Я позвонила в КСК, мол, стену ломают. Что это? Там объяснили, что все нормально, не переживайте, это "Билайн" работает, – рассказала "КАРАВАНУ" жительница дома. – Потом в октябре председатель КСК начала обходить дом с документами и просила поставить подпись, что жители согласны установить антенну "Билайна" на крышу. Она сказала, что эта компания будет платить по 70 тысяч тенге в месяц за аренду точки. На эти деньги можно будет наконец отремонтировать крышу.
Жильцы дома передали фото документов, которые принесли из КСК: договор на аренду чердачного помещения и санитарно-эпидемиологическое заключение. Последний документ и вызвал недоумение: он был выдан 15 сентября 2017 года на основании измерений, проведенных 11 октября. То есть задним числом!
Компания "Кар-Тел" – это оператор "Билайн" в Казахстане – сделала вид, что ей ничего не известно о происходящем. На запрос "КАРАВАНА" она честно ответила, что базовую станцию устанавливает лицензированная компания-подрядчик, основанием для установки данной станции стал договор аренды с КСК и лист опроса жителей. Все документы у оператора в порядке.
Но вот от департамента охраны общественного здоровья (так теперь называется СЭС) пришел совсем неожиданный ответ: "Бостандыкским районным управлением охраны общественного здоровья санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение базовой станции сотовой связи ТОО "Кар-Тел" по адресу: г. Алматы, ул. Габдуллина, 177, не выдавалось. Проверка базовой станции на соответствие требованиям санитарного законодательства не проводилась". Подпись – заместитель руководителя департамента охраны общественного здоровья Алматы М. Биржанов…
Иначе говоря, санитарно-эпидемиологического заключения, который показывали жителям дома, на самом деле нет? О чем договорились: как контролировать договоры с КСК
Когда "КАРАВАН" направил запросы в СЭС, пошел неожиданный отклик. На меня вышел работник департамента. Он рассказал, что эта проблема наболела, но сама служба не в состоянии что-то исправить.
Закон о сертификации написан так, что СЭС стала беззубым органом, который только ставит печати на бумажки.
– Мы пробили номер этого разрешения по нашей базе, и оказалось, что его выдавали даже не в Алматы. Наш индекс "А". Судя по номеру – "Р", его выдали в Костанайской области.
Правильно указаны должность и имя замначальника отдела Бостандыкского отдела охраны общественного здоровья города Алматы. Но электронная подпись чужая! Есть другой штрих.
Такой документ обычно выдает главный специалист районного отдела. Дата выдачи – сентябрь. Но я точно знаю, что главный специалист из Бостандыкского района как раз в сентябре был в отпуске. Поэтому он просто не мог выдать его.
– Самое обидное, – продолжил собеседник, – что кто-то профессионально подделывает наши документы. Но все показывают на нас, говорят, что это мы берем взятки и лепим бумажки. Думаю, департамент охраны общественного здоровья не оставит это дело. Мы найдем, откуда идут такие бумаги. Но тут наши возможности ограничены.
По закону департамент выдает разрешения дистанционно. Мы даже не присутствуем на замерах излучения таких вот станций.
Судя по тем документам, что вы нам передали, компания-установщик – ТОО "Аврора Сервис". Она прошла сертификацию. Поэтому мы должны доверять таким компаниям без проверок…
Нормальная компания по установке базовых станций никогда не ограничивается 3–4 замерами. Нормой считается "прострелять" антенну с 10–12 точек. Иногда с 18. Тогда точно будет видно, что радиооборудование никому не причинит вреда.
Но санитарные правила прописаны очень неясно. Четкое указание только одно: не менее трех промеров. А как они сделаны и с нужных ли ракурсов – уже не важно.
Часто позиция базовой станции бывает такой, что надо вводить ограничения на плотность и мощность излучения. Естественно, оператор мобильной связи против такого ограничения. Для него выгодно, чтобы связь была устойчивой везде. Тогда получается, что верхние этажи высоток оказываются аккурат в секторе "обстрела" мощной антенны. Их жители находятся почти внутри большой микроволновки. Отсюда головные боли, болезни внутренних органов, бессонница.
Для сотовой компании это неудобные вопросы. Поэтому они стараются замалчивать такие проблемы. Тогда им на помощь приходят вот такие подрядчики типа "Аврора Сервис". Они всегда предлагают свои услуги дешевле конкурентов…
Появление таких сомнительных документов вызывает вопросы и к АО "Национальные информационные технологии". Эта "дочка" холдинга "Зерде" поддерживает работу "электронного правительства", защищает личную информацию населения и выпускает документы. Она хранит наши цифровые подписи, и без ее ведома нельзя поставить такую подпись на документ.
Откуда тогда вышло это непонятное разрешение? Можем ли мы быть уверены, что завтра никто не поставит мою электронную подпись под кредит на пару миллионов? Я в этом совсем не уверен.
Когда уже верстался номер, нам сообщили, что Бостандыкская СЭС отказала в выдаче "Билайну" разрешения на работу базовой станции по адресу: ул. Габдуллина, 177. И попросили жителей этого дома помочь найти тех, кто может "сварганить" такие документы. Для этого надо подать заявление в районное управление. Это развяжет руки СЭС, и тогда она сможет провести нормальную проверку всех документов и ТОО "Аврора Сервис", и ТОО "Кар-Тел".
Судя по сайту, ТОО "Аврора Сервис" спроектировало и установило "под ключ" более 2,5 тысячи базовых станций. Оно же модернизировало более 6,5 тысячи станций. Наличие одного сомнительного документа дает основание проверить всю его работу.
"КАРАВАН" продолжит расследование этого дела.
Алматы