Решение проблемы дорог, а вернее, бездорожья, можно считать одним из основных приоритетов местной власти. Ведь площадь области весьма солидная – более 150 тысяч квадратных километров. Железные дороги проходят только по ее северной части. Судоходная история Урала осталась в прошлом. Поэтому автомобильный транспорт можно с уверенностью назвать единственным средством сообщения.
Как рассказал руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Миржан САТКАНОВ, даже сегодня, после начавшегося дорожного бума, еще порядка половины дорог не имеет твердого покрытия. А там, где оно есть, немало участков, нуждающихся в реконструкции.
Расходы на то, чтобы привести дорожную сеть в порядок, огромные. Поэтому так ценно участие инвесторов Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения в развернувшейся масштабной работе.
Подсчитано, что в этом году средства, выделенные КПО на дороги, составили 20 процентов от общей суммы затрат на их строительство из всех источников финансирования. Помимо этого альянсом компаний Карачаганака реализованы и другие социальные проекты. Общая сумма инвестиций в инфраструктуру региона в 2017 году превышает 32 миллиона долларов. Нужно сказать, что перечень проектов определяется совместно с исполнительной властью, что позволяет решать самые актуальные вопросы. Сейчас преимущество отдается дорожному строительству.
Один из самых значимых и крупных проектов – капитальный ремонт, а по сути, строительство нового Деповского путепровода в Уральске.
Он имеет для города стратегическое значение, поскольку проходит над железнодорожными путями, ставшими разделительной линией между “старым” городом и его новостройками в микрорайонах. После завершения работ здесь вместо двухполосного будет четырехполосное движение. С двух сторон намечено проложить дополнительные пешеходные дорожки. Общая сумма, выделенная на этот социальный проект, составляет 2,3 миллиарда тенге. Срок его сдачи запланирован на 2019 год. Но работы ведутся с опережением графика, и строители обещают открыть движение значительно раньше.
Капитальный, средний ремонт, реконструкция дорожных оснований и покрытий выполнена КПО в уходящем году на десятках участков в областном центре и районах области.
К примеру, ТОО “Аксайбизнесстрой” отремонтировало четыре улицы в областном центре и столько же в городе Аксае, который является административным центром Бурлинского района и Карачаганакского месторождения.
– Мне довелось строить дороги на Карачаганак и непосредственно на его территории еще в девяностых годах, – рассказывает директор компании Анвар АГАЕВ. – Поэтому с жесткими требованиями заказчика я хорошо знаком. Это, прежде всего, высокое качество, соответствующее мировым стандартам. Оно проверяется, начиная с проектно-сметной документации и до завершения работ. Под пристальным и неослабным контролем держится выполнение правил техники безопасности. И, конечно, соблюдение сроков.
В этом году в регионе апробирована укладка рабочего слоя дорог из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Этот состав уже широко применяется в Европе, Китае, ЮАР, США и других.
Наша компания была в Приуралье одной из первых, использующих ЩМА. Причем на одной из самых оживленных трасс Уральска. И хотя такой состав более дорогостоящий, технология рентабельна, поскольку гарантирует долговечность полотна. Есть еще несколько компаний, которые освоили такой метод. КПО продолжит дорожное строительство и в будущем году. Очень надеюсь, что наше ТОО снова выиграет тендер на участие в нем.
В том, чтобы дороги в области стали хорошими, заинтересовано все население. Активно работали, постоянно бывая на объектах, группы общественных контролеров, в которые входили депутаты и представители филиалов партии “Нур Отан”.
– Я много лет возглавляла региональный филиал фонда развития “Даму”. Сейчас руковожу объединением юридических лиц Ассоциации по поддержке малого и среднего бизнеса, – говорит депутат городского маслихата Алия САЛИЕВА. – Поэтому убеждена в том, что состояние дорог и предпринимательство связаны неразрывно. Своевременная доставка, транспортные расходы, сохранность грузов, возможности экспорта и импорта – все это напрямую зависит от состояния автотрасс. Дороги следует рассматривать не только как средство сообщения, но и как средство производства, путь к успеху деловых людей. Проблема дорог рассматривалась также на областном общественном совете. Приуральцы благодарны “Карачаганаку Петролиум Оперейтинг Б. В.” за участие в социальном переустройстве области.
К социальным объектам, заказчиком которых является КПО, а это учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, также прокладываются подъездные пути, тротуары, устанавливается освещение.
– В реализации наших социальных проектов участвуют только казахстанские компании, – поясняет заместитель генерального директора КПО Марат КАРИМОВ. – На респуб-ликанском конкурсе по социальной ответственности бизнеса КПО дважды была удостоена награды золотой “Парыз”, а на ХХI Всемирном нефтяном конгрессе нам вручили медаль KAZENERGY за вклад в развитие взаимовыгодного сотрудничества. Это признание заслуг компании и ее весомого вклада в устойчивое развитие региона.
Арман КУСАИНОВ, ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ