Чем грозит дерзкая идея реформаторов ЖКХ собирать деньги на капремонт в единый фонд - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем грозит дерзкая идея реформаторов ЖКХ собирать деньги на капремонт в единый фонд

Чем грозит дерзкая идея реформаторов ЖКХ собирать деньги на капремонт в единый фонд

Как и обещали в прошлом номере, сегодня речь пойдет о запредельной по своей дерзости (другое слово по этическим причинам использовать не можем) идее реформаторов ЖКХ – собирать накопления на капитальный ремонт в единый фонд, естественно, под своим чутким руководством.

  • 3 Января 2018
  • 13568
Фото - Caravan.kz

Эта мысль пришла в голову сотрудников акционерного общества “Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства” (АО “КазЦентр ЖКХ”) еще в 2016 году. Наши постоянные читатели помнят, что мы отреагировали на эту инициативу моментально, как только нам стало известно о том, что эмиссары центра ведут “тайные” переговоры с разного уровня чиновниками. Придав ее огласке, мы показали, что речь идет не о каких-то пустячных суммах, а об объемах, сопоставимых с активами Единого пенсионного фонда.

Судите сами: в 2016 году, по официальным данным, в Алматы зарегистрировано 21 миллион 800 тысяч квадратных метров жилья. Размер сбора законодательно установлен в 0,02 от МРП, то есть чуть более 44 тенге. Умножим обе цифры и получим 959 миллионов 200 тысяч тенге ежемесячных поступлений. Подчеркну, что порядка 1 миллиарда тенге в месяц только по одному Алматы будет поступать в этот фонд.

Естественно, что подобная инициатива вызвала у нас весьма серьезные, скажем, замечания, на которые мы со всей журналистской прямотой реформаторам и указали. И вот теперь, после того как нам удалось раздобыть “Сравнительную таблицу к проекту закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства” (вопросы КСК и газотехнических служб)”, стало очевидным, что к нашей критике никто не прислушался, а скорее, наоборот, упрочился в своем стремлении подмять накопления собственников. Для тех читателей, кто только к нам присоединился, поясним, что “Сравнительная таблица” – это архиважый документ, на основании которого и будут внесены поправки в нынешнее законодательство. Естественно, что предварительно они будут внесены на обсуждение в парламент. По имеющейся у нас информации, произойдет это в июне 2018 года, а к концу сессии их должны будут принять. В Казахстане готовится революция для отечественного ЖКХ

Революция – это плохо всегда

О революционных переменах, запланированных для собственников светлыми умами реформаторов, мы начали рассказывать в прошлом номере, материал “Жаловались – получите” доступен на нашем сайте caravan.kz. Теперь о фонде и других наворотах в сфере накоп-лений на капитальный ремонт.

Новость первая и плохая – никакого снижения размера ежемесячного сбора в 0,02 от МРП не запланировано.

Создается впечатление, что разработчики живут в каком-то ином мире и не видят того, что на дворе стоит не 2000 год с его запредельными ценами на нефть, а “кризис”, и правительство как-то не очень справилось с падением реальных доходов казахстанцев. К слову, сейчас собственники либо не платят, либо снижают на своих собраниях размер этого самого сбора ровно потому, что для семей это слишком тяжелая ноша. Не станем сегодня вступать в полемику, обязательно сделаем это в ближайших номерах, сосредоточимся на самих планах.

Другая новость – каждый собственник квартиры (нежилого помещения) будет открывать счет, куда будет перечислять эти самые сборы.

Для этого в статью 2 Закона “О жилищных отношениях” внесены дополнения: “пункт 7-3) вкладчик накопительного сберегательного счета для ремонта общего имущества (вкладчик) – собственник квартиры или нежилого помещения в объекте кондоминиума, заключивший с жилищным строительным сберегательным банком договор о накоплении средств на капитальный ремонт объекта кондоминиума на счет, открытый на принадлежащие ему квартиру (квартиры) или нежилые помещения…”. Вот так и мы, и вы узнали, что Жилищный строительный сберегательный банк получит… несколько миллионов новых вкладчиков. Точную цифру назвать сложно, но известно наверняка, что в Казахстане зарегистрировано 78 тысяч 400 многоквартирных домов. К слову, обоснования для внесения такого дополнения разработчики не дали, хотя по закону обязаны были это сделать и указать в таблице. Зачем для нужд ЖКХ в Казахстане нужен эскроу-счет

Ну и наконец дошли мы до фонда. Для него запланировано внести в существующий Закон “О жилищных отношениях” новую статью 10-7: “Фонд накопления средств на проведение капитального ремонта (далее – Фонд) – совокупность накопительных сберегательных счетов для ремонта общего имущества, открываемых в порядке установленном настоящим Законом. На которых производится аккумулирование взносов на проведение капитального ремонта, ведение систематического учёта накоплений индивидуально по каждой квартире и нежилому помещению, а также осуществление оплаты услуг субъектов строительной деятельности осуществляющих капитальный ремонт объектов кондоминиума в объемах и на условиях, предусмотренных настоящим законом и договором о капитальном ремонте”. (Пунктуация и орфография сохранены).

Смотрим, чем обосновывают революционеры ЖКХ появление этого финансового монстра: “В 2011 году статья 31 Закона “О жилищных отношениях” была дополнена нормой о том, что КСК открывает отдельный сберегательный счет, куда собственники помещений должны ежемесячно перечислять средства в размере 0,02-кратного МРП в расчете на 1 кв. метр принадлежащего им помещения для накопления средств на проведение капитального ремонта.

Однако за 6 лет существования данной нормы накопительных счетов не открыто, данные деньги собираются менее чем в 3 процентах КСК, но не накапливаются, а расходуются на текущие нужды, и без вмешательства государства данная проблема не может быть решена”.

Вот лучше и не скажешь – без помощи государства собственникам никак не обойтись. Только повторю еще раз то, о чем никак не хотят слышать господа реформаторы: собственники не платят потому, что а) размер сбора слишком велик; б) без помощи государства контролировать вороватых председателей КСК невозможно, потому и саботирует народ эту норму.

Теперь о том, чего в сравнительной таблице и обоснованиях нет. В документе не прописаны значимые для деятельности фонда и его вкладчиков (собственников) аспекты: какой государственный орган его создает и каким решением, кому он подчиняется, какой государственный орган имеет право его проверять и как часто, где он располагается, имеет ли филиальную сеть по стране, каким образом он взаимодействует с собственниками и банками, где ими открыты счета и так далее. По большому счету, к этому финансовому монстру явно не хватает закона, на основании которого он будет существовать. Что недоговаривают реформаторы от ЖКХ

Целесообразность его появления разработчики сами поставили под сомнение, внеся новую статью 33-1, где заявляется государственный контроль за расходованием накоплений на капитальный ремонт.

Судите: “Статья 33-1. Расходование денег, накопленных на накопительном сберегательном счете, осуществляется под контролем жилищной инспекции и только на мероприятия, связанные с улучшением технического состояния МЖД, по решению, принятому большинством голосов от общего числа собственников квартир и нежилых помещений кондоминиума. Каждый участник кондоминиума, уплачивающий сбор, имеет право в любое время получить информацию о накопленных средствах на принадлежащие ему квартиру или нежилое помещение посредством ЕИС ЖФ и ЖКХ”.

Согласитесь, если будет контроль жилищной инспекции, то зачем собственникам дублер в лице фонда… Непонятно.

Да, для тех, кто только к нам присоединился, поясним, что ЕИС ЖФ и ЖКХ – это Единая информационная система жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, иначе говоря, сайт по типу egov, который так давно обещали запустить авторы этих самых реформ, и до сих пор не сделали. К слову, про себя они не забыли, ими предлагается внести в Закон “О жилищных отношениях” новую статью про себя: “Статья 10-5 пункт 2. Центр развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) осуществляет:

1) оказание услуг уполномоченному органу по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) по:

оценке состояния жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны, прогнозу спроса и предложений инвестиций в данной сфере;

организации прогнозирования потребности в кадрах для эксплуатации и содержания жилищного фонда и качественному функционированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны и выработке предложений по формированию государственного заказа на профессиональную подготовку кадров, а также по переподготовке и повышению квалификации;

мониторингу хода реализации государственных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, подготовке предложений, обеспечивающих их исполнение;

организации сбора ведомственной статистической отчетности по вопросам жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны;

2) сопровождение единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, включая организацию функционирования программно-аппаратных средств и каналов связи для информационных систем всех субъектов, действующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействия и интеграции с другими информационными системами государственных органов;

3) методическое обеспечение внедрения современных методов управления в организациях, предоставляющих услуги жилищно-коммунального хозяйства;

4) предоставление финансовых, информационных и консультационных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) физическим и юридическим лицам с учетом требований законодательства Республики Казахстан в сфере защиты персональных данных”.

Как видим, свое место в иерархии ЖКХ революционеры представляют очень четко, чего не скажешь о предлагаемом ими фонде. Но это не все революционные идеи, которые могут круто изменить будущее собственников. В ближайшем номере рассмотрим с вами другие предлагаемые нововведения, касающиеся управления общим имуществом, общего собрания и прав собственников. Для затравки скажу, что если поправки примут, то будем, как в России, голосовать не квартирами, а жилой площадью.

Алматы