Дедморозить Репин начал в 28 лет, и вот уже провел 32 новогодние ночи на работе. В среднем он проводит по 100 елок за сезон – главные елки города, области, корпоративы, частные вызовы. Так что счет визитов с посохом идет уже за три тысячи!
– В новогодние вечер-ночь объезжаем с поздравлениями примерно восемь ресторанов, в последние годы с возрастом беру всего четыре (смеется).
– Зачем вам это все, Сан Саныч?
– Люди ждут. Люди, которые верят в чудо. Я ведь самый настоящий Дед Мороз! У меня и лицензия есть из Великого Устюга! Ну и к вопросу о голодном артисте. В это время я могу купить к новогоднему столу все, что хочу, или сделать себе подарок. Вот как-то купил дорогое украшение на елку. Мы же, артисты – как дети! Кстати, у меня есть игрушки, которые я вешал на елку, когда учился в школе. Они сохранились прекрасно. Рыбки с золотыми поплавками смотрятся, как новые!
Этот жуткий случай сегодня Репин вспоминает с юмором, но тогда он испугался реакции родителей. Три сотни мам превратили елку акимата в приключение для Деда Мороза и его партнерши в роли Снегурочки – тогдашней актрисы Театра имени Чехова Тамары Тарасовой. Сан Саныч вспоминает работу с ней с огромной любовью.
– Как только дело дошло до раздачи подарков, моя Снегурочка исчезла. Пропала! Я переживаю за нее, ищу глазами. Гляжу – Снегурка лежит под елкой! Мамаши гурьбой побежали к подаркам и просто смели ее! Снесли и затолкали под дерево. Я подбежал, взял посох и начал отпихивать родительниц. Тамара Михайловна встает и кричит: “Товарищи родители! Подарков хватит всем!”.
– А что же организаторы не вмешались?
– Их снесли тоже! Вместе с телевизионными операторами. Толпа мамаш оказалась неуправляемой! Это сейчас звучит забавно. Тамара Михайловна вспоминает иногда ту елку и говорит, что глазом моргнуть не успела, как ее под елку запихали. Подарков хватило, разумеется, всем.
Репин рассказывает о другом, поразившем его финале елки. Дети бежали за подарками в придуманный взрослыми “ручеек”. Вбегает мальчишка, а ему ничего нет. Дед Мороз смотрит на учителей, а те говорят, что, мол, семья пьющая и денег они не сдавали.
– Как можно отпустить мальчика без веры в чудо?! Хорошо, что у нас были с собой игрушка и несколько конфет. У меня на глаза слезы навернулись. Для нас же все дети одинаковые! – говорит Репин.
Когда дело доходит до вручения призов за костюмы, то Дед Мороз со Снегуркой отмечают те, что сделаны своими руками. Как-то он пришел в одну из школ и сразу решил, кому присудить первое место.
– Нам было немного больно за нее – на девочке было платье, перешитое по давности 1950-х годов, с простой мишурой. Ей хотелось стать такой, как все, но средств на костюм не было, поэтому в ход пошло бабушкино платьице. Но мы увидели, что оно перешито не тяп-ляп, а чтобы ребенку устроить праздник! – говорит Сан Саныч.
Расцветка наряда была нежной, будто распустившаяся майская яблоня. Веточки и белые цветочки раскинулись на нежно-салатовом фоне. А на голове – веночек из мишуры, будто корона. Девочка к тому же активно принимала участие во всех конкурсах, ждала оценки своих стараний.
– То, что наряд из материи еще тех времен, я сразу узнал по ткани мадаполам и по пояску – такой моя мама еще носила. Он даже не кожаный, а дерматиновый. В те 50-е годы подобный пояс и босоножки были верхом стиля! – восклицает павлодарский Дед Мороз.
Щедростью поразил Александра один из предпринимателей. На дворе бушует кризис, а устроитель праздника дает ему огромный пакет. Репин уточняет, отсюда ли подарки доставать, на что директор компании говорит, что такой пакет он дарит каждому ребенку.
– По большущему пакету всем 40 детям! Представляете?! Нам было очень приятно вручать их. Внутри – игрушки, конфеты, фрукты, всё, что создает атмосферу праздника! – с дрожью в голосе говорит Сан Саныч.
Но не все гладко бывает в жизни Деда Мороза. Как-то Репина позвали в ресторан поздравлять с Новым годом по-российскому времени, то есть в три часа ночи.
Он зашел в заведение, а бабушка-гардеробщица спрашивает, чего Дедушка Мороз пришел-то. Он объясняет, что пригласила администратор. Но эта дама уже “наотмечалась” и отдыхала. Лишь оставила несколько игрушек на призы. Как и где отпразднуют Новый год известные казахстанцы
– Нет ее, но люди-то ждут меня. Не в оплате даже дело. Я зашел в зал, попросив у бармена еще кое-что из его арсенала для подарков, провел свою программу – и ушел без оплаты. И такой эпизод был.
– Можно что-нибудь веселое?
– Да сколько угодно! Как-то мы едем по центру города, и идет толпа на городскую елку. Все в костюмах! Поют и пляшут. Но один из них всё перевернул в наших душах, в хорошем смысле, – здоровый, высокий дядя, весь в белом, в шапочке с длинными ушками прыгал зайчиком. Долго прыгал. Устанет, постоит, отдохнет – и опять прыжками вперед. Но на шаг не переходил! – смеется актер.
Как-то Сан Саныч договорился с коллегой, другом Виталием Руденко, что будут встречать Новый год вместе. И вечер подарил им сюрприз!
– Мы едем на очередной праздник в ресторан сразу после полуночи. Новый год уже вовсю идет – целых 10 минут. Нас со Снегурочкой везет ее муж. И в это время видим: стоят на обочине и голосуют Дед Мороз со Снегуркой. Такси в это время вызвать невозможно! Я прошу остановиться, довезти наших неизвестных, бедных, мерзнущих коллег. Тормознули, а это Виталик Руденко! Уехать не может!
Однажды Деда Мороза Репина шокировал папа ребенка. Родитель позвал дедушку, а сам к его приезду был подшофе. Он поставил двухлетнего ребенка на табуретку у елочки и попросил громко прочитать стишок. Тот и выдает:
– Эх, конь вороной,
Белые копыта,
Когда вырасту большой,
На…сь досыта!
Отец, словно тот же конь, ржет от смеха. Мальчик стоит довольный, с горящими глазами, и выражение его лица сменяется вопросом: где же приз? Снегурочка, услыхав, немного зависла и забыла про подарок. Позже вручили его конечно.
Несколько лет назад Александра Репина немало поразил таксист:
– Сажусь в такси, и водитель мне говорит: “О! Настоящий Дед Мороз! А я сейчас вез женщину Деда Мороза!”. В смысле женщину, уточняю я. Он говорит, что эта девчонка одна и свадьбы ведет, и дедморозит. Ничего не имею против Дедов Морозов, которые показывают танцевальные шоу с полустриптизом, но Дедом Морозом не может быть женщина! Санта-Клаус из Африки: У нас не бывает Снегурочек
– А насколько важен наряд?
– Очень важен. Я, повторюсь, – Дед Мороз настоящий! У меня их три, они настоящие произведения. Дети нередко вот за бороду дергают. Нравится им моя борода из шерсти буйвола, которую можно чесать, мыть и даже трепать. Купил ее за приличную сумму – 75 долларов, когда эта валюта была в цене. Я молчу про цену моих сапог. Это настоящая кожа. Когда пошел делать набойки, то мастер удивлялся, где взял такие классные сапожки. Но я всегда должен своему образу соответствовать! Тем более что я – лицо театра.
– Не устали от роли Деда Мороза?
– Да, бывает. Оно наступает после праздников, когда возникают мысли о пресыщении. Но спустя некоторое время, наоборот, ждешь их с нетерпением. Не потому, что мне лично нравится быть Дедом Морозом, а потому, что есть люди, которые верят в сказку. Когда выходишь и сближаешься с людьми так, что они не хотят отпускать, потому что хотят продолжения праздника. Но Деду Морозу еще надо уметь уйти вовремя!
– А был ли подарок вам, который тронул до глубины души?
– Да. От налоговой инспекции (смеется). Нам они после праздника подарили конфеты и другую приятную мелочь. Но важнее были сами слова – очень теплые слова благодарности. Часто подходят люди и говорят: “Дедушка Мороз Репин, мы вас так любим!”. Как же это приятно! Очень-очень приятно!
ПАВЛОДАР