По требованию нормативных документов пилот гражданской авиации РК обязан проходить раз в полгода тренировки на тренажере. И казахстанские пилоты за неимением подобного тренажера вынуждены проводить подготовку в основном в России и Киргизии.
Теперь казахстанские пилоты получат возможность тренироваться над виртуальными видами Заилийского Алатау, Капшагая, аэропортов Алматы и Боралдая. В перспективе будет создана библиотека трехмерных моделей всех регионов страны.
Руководитель ТОО "АлматыЭнергоСервис" Евгений Казеев согласился провести нам экскурсию по своей компании и рассказать о процессе разработки тренажера и возникших спорах.
— Как называется тренажер и что он собою представляет?
— Авиационный тренажер МИ17В5. Полнофункциональный тренажер с полной системой подвижности семейста МИ8. Аэродинамическая модель отвечает требованиям семейства МИ8. Тренажер разработан в Казахстане, в "АлматыЭнергоСервисе". Единственная организация, которая имеет право выдавать сертификаты, — это Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского. Лицензию планируем получить в ближайшее время. Для этого необходимо тренажер сертифировать, и нужно экспертное заключение. Потом этот документ признает комитет гражданской авиации.
— Мнение пилотов-испытателей об этом тренажере разделились. Что вы думаете об этом?
— Сколько будет пилотов, столько будет и мнений. У одного ручка не соответствует, это называется субъективная точка зрения. Если будут три экипажа, то у всех трех экипажей будет разное мнение о тренажере. Поэтому, чтобы исключить субъективную оценку, проводится сертификация. Иначе ты будешь бесконечно выяснять, насколько тренажер хороший или плохой, и под каждого пилота он не может быть заточен. Один говорит: я не могу крутить бочку (бочка — фигура пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат поворачивается относительно продольной оси на 360 градусов). Ему отвечают: ты же полковник, у тебя 27 лет стажа, ты что, деградируешь здесь? Если вертолет делает бочку, значит, он развалил эту модель. Другой говорит: не могу крутить воронку. У него спрашивают, сколько он летает, отвечает: 7 месяцев. Он и воронка на вертолете — это просто издевательство.
— А где проходят подготовку инструкторы тренажеров?
— Вся проблема в том, что Казахстан пока не готов к этому. Нет ни школ подготовки, ни курсов. Для этих инструкторов это некий объект, в котором они вообще мало что понимают, и хуже всего, что они не хотят учиться. Они хотят, чтобы кто-то приехал в Казахстан, учил их курсантов, а они будут в роли неких супервайзеров.
— Правда, что авиационный тренажер стоит столько же, как и воздушное судно?
— По сравнению с аналогичными моделями или моделями Российской Федерации и моделями Восточной Европы этот тренажер в два с половиной раза дешевле.
— Кто был спонсором разработки авиационного тренажера?
— Деньги все — частной компании, государство не выделяет деньги на разработку тренажера.
— Вам пришлось привлечь частных инвесторов, чтобы купить тренажер?
— Нам пришлось затянуть ремни, чтобы сделать его, мы его не покупали, это все полностью частная разработка.
— Как повлияет новый авиационный тренажер на безопасность полетов? Станет ли меньше аварий?
— Безусловно, аварий станет меньше. В опции этого тренажера заложено минумум восемь посадок в горах. Заложена функция тушения пожара. И все функции, которые нужны, в принципе, и для комитета по чрезвычайным ситуациям, и для комитета национальной гвардии Казахстана.
— После того как тренажер пройдет сертификацию, — рассказал нам Евгений Иванович, — уже никто не сможет сказать, что ручка не так закреплена, что деталь не соответствует. Для этого всего, собственно, и нужна сертификация, это когда собираются все органы управления и проверяют на соответствие геометрические параметры, матрицы, исполнение тренажера, компьютеры. Но иногда создается впечатление, что у госорганов есть установка казахстанским предприятиям вообще не давать работать. Они все делают для этого, любое проявление какой-нибудь инициативы встречает сопротивление власти. Ух ты, казахстанская компания? Кто разрешил? — заключил руководитель "АлматыЭнергоСервиса".