Стальной локомотив экономики - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стальной локомотив экономики

Стальной локомотив экономики

В минувший понедельник завершился очередной проект программы “Нұрлы жол” – в Алматинской области состоялось открытие движения по вторым путям на 300-километровом железнодорожном участке Алматы-1 – Шу. По словам президента АО “НК “Қазақстан темір жолы” Каната Алпысбаева, новые возможности позволят в 4 раза увеличить пропускную способность поездов на этом участке.

  • 2 Декабря 2017
  • 876
Фото - Caravan.kz

Советское наследие

Не все знали, что железнодорожный участок Алматы – Шу с советских времен был однопутным. А если точнее, на 113 из его 300 километров проходил только один путь. Остальные 187 километров отрезками располагались вдоль основного пути для совершения маневров – на них сворачивали составы, чтобы пропустить встречные или имеющие приоритет попутные поезда. А в межсезонье, когда необходимо было проводить регламентные работы по обслуживанию путей, движение, хоть и ненадолго, приостанавливалось.

Историческая дата

27 ноября 2017 года в селе Ельтай Карасайского района был дан символический старт движению поездов по двум путям в обоих направлениях. Там же состоялось торжественное открытие построенного в рамках этого проекта автомобильного путепровода, проходящего над железнодорожными путями.

В Карасайском районе в рамках проекта также были построены новая автодорога Ельтай – Мерей протяженностью 2 километра и 740-метровый автомобильный путепровод через железнодорожные пути. Его пропускная способность составляет 17 тысяч автомобилей в сутки.

– Этот проект был реализован в рамках госпрограммы “Нұрлы жол” и поручения Главы государства, – рассказал на торжественной церемонии глава АО “НК “ҚТЖ” Канат Алпысбаев. – Для нас это большая победа. В декабре прошлого года в День индустриализации в ходе Общенационального телемоста мы открыли первую фазу данного проекта, и сегодня дан старт движению на этом двухпутном участке.

Проект имеет большое значение для всей нашей железнодорожной сети, так как участок Алматы – Шу один из напряженных. Сегодня мы расширили это узкое “горлышко” в направлении Север – Юг. Этот участок для нас корневой, он связан с организацией транзитных контейнерных перевозок. В целом запуск вторых путей в 4 раза повысит пропускную способность скоростных пассажирских и контейнерных транзитных поездов.

Это также облегчит эксплуатацию поездов согласно принятой в 2012 году программе скоростного движения пассажирских поездов.

Я бы хотел подчеркнуть, что проект реализован в кратчайшие сроки, в нем были задействованы все производственные мощности. Сложность заключалась в том, что все работы проводились в непосредственной близости от базового (первого) пути.

Но благодаря слаженной работе, профессионализму, координации и самоотверженной работе строительных организаций, организаций эксплуатации были минимизированы задержки поездов.

Подрядные компании “Integra Construction”, “Теміржол жөндеу”, АСПМК-519, НС-Люкс обеспечили строительство энергетических объектов, “Мостоотряд-8” и ТОО “Шыгыс” своевременно возвели железнодорожные мосты и автомобильные путепроводы. Это и труд коллектива Жамбылского и Алматинского отделений грузовых перевозок и магистральной сети, а также руководства Алматинской и Жамбылской областей.

Заслуги исполнителей

Силами подрядных и субподрядных организаций модернизировали 16 станций, соорудили 13 мостов и путепроводов, провели 156 километров линий электроснабжения, возвели производственную инфраструктуру. Два основных подрядчика – филиал ТОО “Теміржол жөндеу” “ПМС Бірлік” и “Integra Construction” – разделили 113 километров пути. 32,6 километра пути строила первая компания, оставшийся участок достался второй.

Директор филиала “ПМС Бірлік” Сакен Рахметов подтвердил слова руководителя АО “НК “ҚТЖ” Каната Алпысбаева о трудностях во время строительства:

– Наш участок от станции Анрахай до станции Кемер был поделен на 2 пусковых комплекса, – рассказывает Сакен Рахметов. – Первый был от Кемера до станции Шокпар, второй – от Шокпара до Анрахая. В прошлом году мы закончили и торжественно открыли первый пусковой комплекс. А в этом году также в срок закончили второй.

Строительство шло при интенсивном движении поездов вблизи возведения вторых путей. По стандартам расстояние между ними не должно быть меньше 4,1 метра, максимальное – около 7. Когда необходимо было делать врезку, мы заказывали так называемое “технологическое окно” – время затишья поездов. Оно может составлять от полутора до 10 часов. Если необходимо “окно” более чем на 6 часов, то заявку надо подавать за полтора месяца. Соответственно службы организации пассажирского и грузового сообщений заранее планировали график движения составов.

Нами были реконструированы 4 станции – Кемер, Коктобе, Анрахай, Еспе. На последней провели большую реконструкцию: удлинили существующие пути, уложили три стрелочных перевода, а также впервые в Казахстане сделали стрелочный переход глухого пересечения. Это когда движущиеся по правому или левому пути составы можно перевести и направо, и налево.

Наша компания участвовала почти во всех крупных проектах. Один из них – строительство более 500-километровой ветки Шалкар – Бейнеу.

Исполнительный директор второго подрядчика – ТОО “Integra Construction” Дархан Иманашев рассказал, что компания отвечала за участок от станции Алматы-1 до станции Анрахай Жамбылской области.

– Этот проект уникальный – никогда ранее вторые пути не строили рядом с существующими, – рассказывает топ-менеджер. – Для этого должно быть очень хорошее взаимодействие сил эксплуатации со строителями.

В этом проекте предусмотрено строительство трех путепроводов. По действующим СНиПам, если на одном уровне с автодорогой пересекаются два железнодорожных пути, то необходимо строить путепровод. Один сегодня открыли. Еще два – на станциях Саз и Казыбек Бек Жамбылского района Алматинской области – будут открыты в течение полугода.

При строительстве путепровода над железнодорожными путями есть свои особенности: там нет опор, все надо заранее совместно отрабатывать с проектировщиками, генподрядчиками, службами эксплуатации, местными исполнительными органами. Стояли вопросы выкупа земель, экологии, проводились встречи с населением. Все эти вопросы решились.

На радость местным заторов больше нет

Замакима Ельтайского сельского округа Абжан Бекжан рассказывает, что раньше автомобили простаивали в заторах перед железнодорожным шлагбаумом по 2–3 часа – утром и вечером.

– Сейчас люди уже не опаздывают к месту назначения, – радуется Бекжан Абжанович. – В округе 9 сельских населенных пунктов и 16 дачных кооперативов, в общей сложности проживает около 17 тысяч человек. Также нет необходимости и соответственно риска переходить железную дорогу в неположенном месте – для этого есть путепровод.

На его месте раньше располагалось 8–9 домов. Некоторые пошли под снос. Кому-то выдали компенсацию, кому-то отстроили новые дома. Все остались довольны.

Победа с планами на перспективу

Президент АО “НК “ҚТЖ” Канат Алпысбаев отметил, что этот проект помимо своей очевидной пользы придал мультипликативный импульс развитию казахстанского производства, машиностроения и в целом экономики.

– Он дает старт зарождению и началу транспортного машиностроения, – сказал Канат Алпысбаев. – Ведь при строительстве на 80 процентов были использованы стройматериалы казахстанского производства: рельсы – Актюбинского рельсобалочного завода, стрелочные приводы – ТОО “Проммашкомплект”, вся комплектующая линейка транспортного казахстанского машиностроения была адаптирована, испытана и сертифицирована. И это для нас большая победа!

АЛМАТЫ