Эксперт рассказал, как в казахстанскую халяльную продукцию попала свинина - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Эксперт рассказал, как в казахстанскую халяльную продукцию попала свинина

Эксперт рассказал, как в казахстанскую халяльную продукцию попала свинина

В 2017 году в халяльных мясопродуктах 11 крупных казахстанских производителей было обнаружено ДНК свиньи.

  • 29 Ноября 2017
  • 3474
Фото - Caravan.kz

Накануне комитет охраны общественного здоровья при министерстве здравоохранения РК озвучил результаты контрольных закупок пищевых продуктов, которые проводились с начала этого года. Под контроль попало 36 тысяч продуктов, реализуемых в казахстанских магазинах.

При исследовании у 11 казахстанских производителей мясопродуктов было выявлено 40 образцов колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов, в которых было обнаружено ДНК свиньи, тогда как продукция была заявлена как «халал».

Как заявили в комитете, производители использовали одну и ту же линию оборудования для изделий из говядины и свинины, допуская перекрестные потоки сырья. Но на вопрос о том, почему эти производители использовали логотип «халал», ответа дано не было.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с заместителем директора ТОО «Халал Даму» Ануарбеком ЕЛЖАНОВЫМ, который объяснил, как в халяльной продукции могло оказаться ДНК свиньи, а также рассказал, как ДУМК РК удается бороться с недобросовестными производителями.

— Как можно объяснить то, что с начала года у 11 казахстанских производителей в продукции было найдено ДНК свиньи, хотя на этикетке их продукция была заявлена как «халал»?

— Скорее всего, у них было смешанное производство. Лично мы в таких случаях сертификацию не производим.

Что означает «смешанное производство»? Например, есть арендатор, у него есть колбасный цех, который он сдает в аренду, к нему приходит несколько производителей, так как в одиночку им такой цех не потянуть – это будет невыгодно. У каждого производителя свои технологии по изготовлению продукта. Один старается выпускать халал-продукцию, другой выпускает обычную, например, с использованием свинины. Естественно, в таких случаях ДНК свиньи может попасть куда угодно.

Такие случаи мы держим на жестком контроле и не выдаем сертификаты.

— Если производитель уже получил сертификат, то как часто его потом проверяют?

— После выдачи сертификата мы проверяем производителей трижды за год, здесь у нас очень щепетильный подход. Это помогает пресекать те случаи, когда технолог может поменять состав продукта, казалось бы, какую-то незначительную деталь, например, специи. Но у этих специй нет сертификата, подтверждающего, что это халал.

— Бывает ли, что производитель, не пройдя сертификацию, ставит знак «халал» на свою продукцию?

— Да, такое тоже бывает. И мы стараемся это жестко контролировать, так как у нас в каждой области есть представители. Если на тех или иных продуктах появляется наш логотип, то наши люди сразу же фиксируют эти факты и пересылают нам. Мы проверяем, выдавался ли этим производителям сертификат. Если сертификат не выдавался, то мы сразу же на месте начинаем этим вопросом заниматься: узнаем, где он взял наш логотип, как, почему.

После этого мы стараемся вести с такими производителями довольно адекватную беседу. Мы объясняем, что «халал» — это знак доверия. Если человек взял наш логотип из Интернета и без сертификации клеит его на свою продукцию, то он берет большой грех на себя. И к тому же занимается обманом потребителей.

— Можно ли наказать производителя, недобросовестно использующего логотип «халал»?

— Мы, ДУМК РК, не имеем таких намерений и полномочий.  Нашей задачей является контроль за тем,  чтобы продукция, обозначенная как «халал», соответствовала всем нормам на 100 процентов.

Но если после адекватных объяснений производитель нас так и не услышал, то мы начинаем решать вопросы в правовой плоскости. У нас есть юристы, которые работают именно в этом направлении.

К тому же, если нас не слышат, мы во всеуслышание заявляем о том, что тот или иной производитель обманывает своих потребителей, что его продукция не является халалом, а это уже наносит большой вред их репутации и вызывает убытки.

— Как часто происходят подобные случаи на практике?

— У нас было как минимум два подобных случая. Мы пытались выяснить, почему эти люди без разрешения использовали наш логотип, и ответом последовало то, что он просто красивый.

Мы объясняем, что это не для красоты сделано, что просто так использовать нельзя – он несет в себе глубокий смысл и к тому же контролируется Духовным управлением мусульман Казахстана, которым заведует сам главный муфтий РК.  Говорим, что это серьезная вещь, которая просто так не дается.

Причем мы готовы сотрудничать со всеми, объясняем:приходите – будем с вами работать, а если сотрудничать не готовы, то убирайте наш  логотип.