– Формальная цель его – улучшить позиции Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности. Но мы хотим не просто расти в рейтингах, поднимая показатели, а реально улучшать качество жизни населения, поднимать эффективность экономики, – рассказал “КАРАВАНУ” Бауржан Турлубеков, заместитель директора департамента стратегического планирования и анализа министерства национальной экономики РК.
Сам план касается всех отраслей экономики и государственного управления. Поэтому его детали и общая идеология вкраплены в большинство отраслевых планов, реализуемых в республике. В актуализированном плане мер предлагаются следующие новшества.
Во-первых, делается акцент на системных мерах, которые направлены на реальные изменения и улучшения индикаторов.
Во-вторых, определили 7 ключевых факторов (“Инфраструктура”, “Здравоохранение и начальное образование”, “Высшее образование и профессиональная подготовка”, “Эффективность рынка товаров”, “Развитость финансового рынка”, “Технологическая готовность”, “Конкурентоспособность компаний”), меры по которым дадут наиболее ощутимый результат по улучшению всего рейтинга. Где прогрессирует, а где "деградирует" Казахстан в глобальном рейтинге конкурентоспособности
Из выбранных три относятся к факторам, по которым у страны самые низкие показатели (“Здравоохранение и начальное образование” (94), “Развитость финансового рынка” (104), “Конкурентоспособность компаний” (97).
А четыре фактора определены на основе анализа опыта других стран, добившихся значительного прогресса в улучшении своих позиций в ГИК (также с учетом их веса в рейтинге и отставания по ним от выбранных стран).
В рамках подготовки проекта проведены обсуждения с участием госорганов, НПП и АФК. В итоге получился комплексный план, который объединяет все стороны жизни Казахстана. Он состоит из 229 пунктов по 12 направлениям. Это точно соответствует структуре ГИК.
Человеческий фактор
– Почему произошло снижение на четыре позиции? – продолжает эксперт. – Мы знаем, какой была макроэкономическая ситуация в 2014–2015 годах. Сложной. Динамика внешних условий жестко ударила по темпам роста экономики. Прежде всего повлияло снижение мировых цен на нефть.
Среднегодовая инфляция за 2016 год вобрала в себя скачок цен после ослабления курса тенге в 2015 году. Макроэкономическая среда за счет этого просела. Но в прошлом году мы увидели улучшение.
На ГИК-2017 не успели отразиться реформы, которые были начаты два года назад. Для всех изменений необходимо время. Например, План нации “100 шагов”. Он предусматривает изменения по пяти основным направлениям: реформа госаппарата и подотчетное государство, верховенство закона, модернизация экономики, развитие национальной идентичности. Фактически формируется каркас нового формата взаимоотношений государства, бизнеса и населения.
– Крайне важно обратить внимание, что индекс конкурентоспособности 2017 года отражает положение страны по итогам 2016 года. Получается, он отстает от текущей ситуации на 9–12 месяцев, – уверен Бауржан Турлубеков. – Поэтому мы частично ожидали снижение рейтинга Казахстана в этом отчете, в частности, по уровню инфляции.
А в этом году экономика пошла на улучшение. Растет банковское кредитование, внешняя торговля поднялась на треть. В целом ВВП в 2017 году может вырасти на 3–4 процента. Инфляция замедлилась до 7 процентов. Стабилизировался курс тенге.
– Сама методика не лишена человеческого фактора, – рассказывает Бауржан Турлубеков. – 80 пунктов в индексе собираются опросом предпринимателей, и только 34 – статистические. Респонденты – это представители крупного, среднего и малого бизнеса. Кто-то занимается производством, кто-то услугами, есть импортеры и экспортеры. Все они по-разному воспринимают экономическую политику. Почему Казахстан отстает в Глобальном рейтинге конкурентноспособности
Например, есть такой вопрос: как вы оцениваете качество портовой инфраструктуры? А как его оценивать, если работа предпринимателя никак не связана с импортом-экспортом?
Или: оцените качество автомобильных дорог в стране. Конечно, человек будет давать оценку дорог в той части страны, где живет. В итоге местная оценка переносится на всю страну.
Есть просто спорный пункт: количество фиксированных линий связи. Проводной телефон уступает место мобильной связи. Хорошо это или плохо? Это объективный процесс. Потому что фиксированный телефон неудобен, выполняет только одну функцию и дороже в обслуживании, чем мобильный. Нарождается цифровая экономика. Снижение числа линий происходит. И это отражается на всем ГИК.
Работа на будущее
Подготовка плана действий на 2017–2019 годы проходила не совсем обычно. Сначала в министерстве проанализировали работу 10 стран, которые выше всех продвинулись в рейтинге за 5 лет. Какие они принимали меры? Какие законы? За счет чего прошли вперед? Это Азербайджан (+ 11 позиций), Россия (+ 24), Болгария (+ 13), Грузия (+ 10), Норвегия (+ 4), Новая Зеландия (+ 10), ОАЭ (+ 8), Индия (+ 20), Ирландия (+ 3) и Швеция (+ 3).
– Азербайджан и Россия – здесь все понятно. Это наши соседи с похожей структурой экономики. Нам интересно, как им удалось продвинуться так быстро и что мы можем взять сейчас? – рассказывает эксперт. – Мы видим, что Россия очень сильно поднялась за счет развития транспорта: строится БАМ, реконструируются аэропорты. Наращивается сеть 3G. В систему образования включены частные школы. В здравоохранении введены стандарты оказания услуг.
Норвегия – развитая страна. Ее успех кажется скромным: 4 позиции вверх. Но в верхней части рейтинга очень тяжело продвигаться вперед. Потому это результат большого труда. Норвегию отличает более тонкая работа по законодательству, развитию социальной сферы. Она создала национальный реестр здравоохранения. В образовании перешла к обучению, основанному на результатах. Здесь большая автономия на местном уровне. Изучение ее опыта может дать информацию, что нам делать дальше, когда мы войдем в топ-30.
Опыт Индии интересен тем, как страна привлекала иностранных инвесторов. Дели запустил программу “Make in India”. Проведена налоговая реформа. Приняты меры по снижению роли наличных денег в экономике. За счет этого снижается теневой рынок. Принимаются меры по улучшению бизнес-климата.
Затем началась работа уже с национальными госорганами. Цель – понять, какую работу они ведут сейчас. Дело в том, что предыдущий план на 2016–2018 годы еще действует. Как и в чем Казахстан обогнал Японию
Было запланировано разработать и внести изменения в два кодекса, шесть новых проектов законов, семь нормативных актов. Только сейчас Казахстан начинает пожинать плоды этой работы. Сегодня в сенате проект Налогового кодекса. Подготовлены законы о земельных отношениях, единые правила закупок для нацхолдингов, об административных процедурах, об образовании, о защите прав миноритарных акционеров. Создан кодекс этики судей. Два последних документа направлены на самостоятельный фактор индекса – “Защита бизнеса”.
Провели ревизию контрольно-надзорных функций госорганов. Часть из них была сокращена, часть оптимизирована. Есть отдельный пласт работ по развитию финансового рынка, который предлагает Национальный банк.
Есть и чисто практические достижения, уже привычные для населения и бизнеса. Сократили количество документов, необходимых при таможенной очистке грузов, – с 9 до 4.
Средняя ставка таможенного тарифа была снижена с 6,8 до 4,9 процента. Дальше снижать уже трудно, так как тариф надо согласовывать с ЕАЭС.
Запущены новые скоростные поезда. Не только Алматы – Астана, но и между регионами страны. В Астане построили новый железнодорожный вокзал и аэропорт. По плану до 2018 года надо было реконструировать 1 700 километров автомобильных дорог. В этом году будет завершена реконструкция 1 600 километров. Акиматы должны отремонтировать еще 1 800 километров местных дорог.
В строительстве начался переход от ГОСТов к еврокодам. Время выдачи разрешения на строительство значительно сокращено. Вводится модель единого закупщика.
– Все эти наши достижения создают системные улучшения в экономике страны. И попутно, мы уверены, это будет отражено и в ГИК-2018, – говорит Бауржан Турлубеков.
Тамара МАМАДАНОВА, Алматы