Для чего правительство надо ограничить в выдаче и получении займов - депутат Жамалов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Для чего правительство надо ограничить в выдаче и получении займов - депутат Жамалов

Для чего правительство надо ограничить в выдаче и получении займов - депутат Жамалов

Существенно ограничить правительство как в выдаче, так и в получении займов предлагает мажилисмен Аманжан ЖАМАЛОВ.

  • 24 Ноября 2017
  • 1213
Фото - Caravan.kz

О том, почему и как это надо сделать, он рассказал нашей газете.

– Аманжан Макаримович, вы не единожды говорили о том, что у Казахстана слишком большие обязательства по валютным займам. Вот и на следующий год в бюджете на обслуживание государственного долга выделено 600 миллиардов тенге. С этими обязательствами можно что-то сделать?

– Можно, как минимум, меньше занимать. А для этого достаточно просто более профессионально подходить к формированию бюджета. Вот, например, на 2016 год изначальный план республиканского бюджета по налогам составлял 3,5 триллиона тенге, а фактически поступило 4,3 триллиона тенге. Разница – 780 миллиардов тенге, или более двух миллиардов долларов. И в то же время для финансирования дефицита бюджета был привлечен внешний заем в размере 836 миллиардов тенге.

Спланируй правительство более тщательно – мы могли бы большую часть этих денег не привлекать! И это только один из примеров.

Вызывают вопросы и те займы, которые наше правительство выдает. Я сейчас говорю о квазигосударственном секторе. Бюджет-2017: деньги есть, но вы держитесь

Сколько мы уже критиковали эти траты, а они все равно есть. Из 219 миллиардов бюджетных кредитов на 2018 год 136 миллиардов приходится на кредитование квазигоссектора. А в прошлом году они получили из бюджета 184 миллиарда тенге. Ну сколько можно? Из-за наличия возможности получить “дешевый” бюджетный кредит под 0,1 процента топ-менеджеры квазигоскомпаний не считают нужным искать частные источники финансирования, привлекать в страну инвестиции и так далее.

Они буквально паразитируют! При этом оценить эффективность этих бюджетных кредитов фактически невозможно. В основном квазигоссектор выступает как финансовый посредник, который получает свой процент.

Например, бюджет кредитует АО “Байтерек” под 0,1 процента, “Байтерек” передает эти деньги своей “дочке” – АО “Банк развития Казахстана” под 0,15 процента годовых, БРК кредитует банки второго уровня под 2 процента, а те уже бизнес под 6 процентов.

– Об этом говорится достаточно давно. Но без особого результата. Как вы предлагаете бороться с тенденцией?

– В рамках Бюджетного кодекса. Поясню на примере. В 2018 году планируется выделить на финансирование проведения весенних и осенних полевых работ АО “Аграрная кредитная корпорация” 60 миллиардов тенге. Такую же сумму “АКК” получала в этом году и должна была вернуть в бюджет до декабря. Вернула ли? Сколько? Неизвестно…

Я считаю, нам необходимо прописать, что новый заем в таком случае возможен только после полного погашения предыдущего. Только одно это помогло бы существенно повысить бюджетную дисциплину.

– Что еще можно внести в Бюджетный кодекс для того, чтобы государственные деньги расходовались эффективнее?

– Я предлагал пересмотреть процедуру распределения бюджетных трансфертов в регионы. До 2016 года методикой расчетов трансфертов общего характера миннац­экономики предусматривался коэффициент, влияющий на размер субвенций, исходя из рейтинговой оценки работы акимов областей по наращиванию налоговых поступлений и созданию постоянных рабочих мест.

Но, видимо, для упрощения расчетов или по просьбе самих акимов МНЭ этот коэффициент упразднило.

На сегодняшний день регионы Казахстана фактически не занимаются вопросами увеличения своей налоговой базы. А существующая система их к этому даже не стимулирует.

Кроме субвенций еще более 320 миллиардов тенге будет выделено местным бюджетам в 2018 году через целевые трансферты на развитие. И вопрос эффективности планирования этих трансфертов по-прежнему актуален.

Сегодняшнее планирование нацелено не на результат и экономическую целесообразность инвестиционных проектов в регионах, а исключительно на формальную обоснованность – наличие ТЭО, ПСД и других документов, в том числе не последнюю роль во всем этом процессе играет “политический” вес первых руководителей.

Я считаю, что целевые трансферты должны выделяться тем, кто действительно нуждается в помощи республиканского бюджета, а не тем, кто наиболее оперативно соблюдает какие-то формальные процедуры. Бюджет-2017: у правительства нет четкого плана развития страны

– Поправки в Бюджетный кодекс были одобрены парламентом на этой неделе. Ваши предложения прошли?

– Часть моих предложений уже вошла в редакцию поправок. Теперь бюджетная заявка будет включать описание влияния финансирования на достижение конкретных результатов программ.

Так, например, предусмотрена возможность уменьшения уставного капитала субъектов квазигоссектора, то есть можно будет вернуть бюджетные средства при их неосвоении.

Усилено требование к отчетности и материалам об использовании целевых трансфертов на развитие, о показателях результатов деятельности субъектов квазигоссектора, которым в проекте бюджета предусматриваются бюджетные средства.

Астана