Полисмены пытали… кормящую мать!
Думаю, ни для кого не является откровением, что те 72 часа, на которые сейчас задерживают подозреваемых, некоторые сотрудники правоохранительных органов используют вовсе не для сбора доказательств, а для оказания давления на задержанных. Представляя законопроект в мажилисе, заместитель генерального прокурора РК Марат АХМЕТЖАНОВ это особо отметил:
– Нарушение прав человека происходит именно в этот период. Поэтому, чтобы избежать неправомерных действий, предусматривается сокращение сроков задержания. …Тут еще одна проблема, органы расследования заводят дело по одному факту, затем, раз не находят доказательств, начинают против этого человека искать другие зацепки, лишь бы его посадить, чтобы потом не отвечать за незаконное задержание либо арест.
С его словами нельзя не согласиться. Причем иногда не особенно отягощенные гуманизмом сотрудники применяют такие методы, что у окружающих волосы дыбом встают.
Чего стоит сообщение “Интерфакс-Казахстан” от 1 августа текущего года: суд города Костаная взыскал с полиции Костанайской области 1,5 миллиона тенге… за пытки!
Кого же пытали борцы с преступностью? Серийного убийцу, маньяка-людоеда? Нет, оказывается… кормящую мать! Как установил суд, избив женщину, стражи порядка потребовали, чтобы та немедленно призналась в совершении кражи. В случае отказа полицейские пригрозили… отрезать ей пальцы! За свое служебное рвение двое сотрудников Карабалыкского РОВД отправились за решетку на 3 и 3,5 года. Пьянства, убийства и изнасилования: что творят казахстанские полицейские
Казалось бы, зло наказано, но беда в том, что подобные случаи у нас далеко не единичны. Поэтому заявление заместителя генерального прокурора РК о том, что срок содержания под стражей взрослых предлагается сократить с 72 до 48 часов, а несовершеннолетних – до 24 часов, выглядит вполне логичным.
Адвокатам расширят полномочия
Не так давно казахстанские адвокаты били в набат, что их деятельность хотят поставить под контроль государственных органов. Но заместитель генерального прокурора сообщил: полномочия защиты в рамках расследования преступлений планируют, наоборот, расширить.
В качестве одной из основных претензий адвокаты называли отказ следователей провести осмотр, обыск, эксгумацию или какие-либо другие следственные действия. Так вот в проекте закона сказано, что защита может заставить следователя все это сделать, обратившись к судье. Кроме того, адвокат получит право предъявлять наиболее весомые доказательства лишь на судебном процессе. Казахстанские адвокаты рассказали о насилии со стороны полицейских
Новый законопроект позволит снизить и давление на бизнесменов. По некоторым видам экономических преступлений, которые не представляют опасности для жизни людей, предлагается не брать подозреваемых под стражу. К тому же начинать досудебное расследование без акта налоговой проверки, ревизии или судебного решения запретят.
Впрочем, все эти новые преобразования не ограничиваются только отдельными моментами. В силовых структурах и надзорных ведомствах предполагается провести широкую и глубокую модернизацию.
“Пиджак” молчать не будет?
Отмечу, столько различных модернизаций и оптимизаций, сколько пришлось испытать на себе МВД, не приходилось переживать ни одному другому ведомству. И вскоре, видимо, во внутренних органах состоится очередной парад преобразований.
Не случайно же с 6 ноября там работает специальная группа по изучению предложений об улучшении и повышении эффективности службы ОВД. Рассматривается вопрос о лишении части полицейских погон. В группе риска водители, IT-специалисты, бухгалтеры, кадровая служба и кое-кто еще.
Действительно, зачем им погоны? Ведь свои должностные обязанности они могут исполнять и в роли штатских лиц. Этот аргумент кажется железным, но лишь на первый взгляд.
Не будем забывать о том, что рты всех вышеперечисленных категорий намертво запечатаны СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНОЙ. Но лишь до тех пор, пока они являются сотрудниками ОВД. Ведь не выбалтывать служебные секреты их погоны обязывают. Ну да ладно, бог с ними, с бухгалтерами. А станут, допустим, кадровики штатскими? Что их удержит от того, чтобы не поделиться домашними адресами сотрудников следственных или оперативных подразделений с представителями криминалитета? Чем такое может закончиться, представить несложно. Что же касается айтишников, то они знают еще больше кадровиков. Им держать рот на замке как никому другому нужно. А водители? Представим такую картину. Поругался, например, водитель автозака со старшим конвоя. Потом взял да и бросил машину вместе с осужденными, а сам гордо удалился в закат. Или, того хуже, шепнул, по какому маршруту автозак пойдет… Тогда жди беды.
Да и некрасиво, думаю, лишать сотрудников, прослуживших десятки лет, заслуженной ведомственной пенсии.
Интересно, не предполагается ли в целях экономии сократить число сотрудников оперативных подразделений по борьбе с организованной преступностью?
Поэтому-то каждый вопрос, касающийся предстоящих преобразований, следует рассматривать со всех сторон. И не торопиться.
АЛМАТЫ