Экологический транспорт Усть-Каменогорска находится в экономическом упадке - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Экологический транспорт Усть-Каменогорска находится в экономическом упадке

Экологический транспорт Усть-Каменогорска находится в экономическом упадке

В Усть-Каменогорске энергетики пригрозили вырубить электроснабжение городского трамвайного парка. Предприятие задолжало за электричество почти 63 миллиона тенге. Руководство города в срочном порядке прорабатывает альтернативные автобусные маршруты.

  • 11 Ноября 2017
  • 772
Фото - Caravan.kz

На днях усть-каменогорский информационный сайт разместил сообщение, что аким города Куат Тумабаев заранее предусмотрел пессимистичный сценарий в случае, если энергоснабжающая организация выполнит угрозу и обесточит трампарк за накопленный долг 62,9 миллиона тенге. Горожан заверили, что их обеспечат автобусами абсолютно во все районы. Примерно в это же время глава Восточного Казахстана Даниал Ахметов выразил возмущение техническим состоянием трамваев и поручил органам технадзора немедленно принять меры.

Вообще, на примере трампарка можно издавать учебник “Как нельзя поступать с общественным транспортом”. Предприятие, которое через пару лет должно отметить 60-летие, вполне может не дожить до юбилея.

В 2000 году стоявший у руля Восточного Казахстана Виталий Метте высказал, как вариант, идею ликвидировать в областном центре трамвайный парк.

Закатать рельсы в асфальт, расширить проезжую часть для автомобилей, избавить улицы от дребезжащих вагонов. В тот раз общественность отреагировала резко негативно. Людей напугала перспектива остаться без экологичного транспорта.

Сегодня общественное мнение не столь однозначно. Судя по опросам, в глазах многих устькаменогорцев трамвай перестал быть надежным, комфортным, а главное – безвредным. Можно привести такие данные. Из сорока вагонов, ходивших на рубеже 80–90-х годов прошлого века по четырем маршрутам, сейчас в работе 9–10, в лучшем случае – 11. Сколько времени приходится топтаться на остановке в ожидании?

– Салоны обшарпаны, грязь, оборванные рекламные плакаты, двери плотно не закрываются, зимой – холодно, летом – жарко, вагоны дребезжат, – такую оценку вагонам дала комиссия общественников после одного рейда. В подаче электроэнергии могут ограничить трамвайный парк Усть-Каменогорска

– Из-за безобразного состояния всех без исключения переездов водители сбрасывают скорость до нуля, соответственно в 3–4 раза увеличиваются выбросы выхлопных газов, что подтверждают данные автоматической системы мониторинга, – поделились наблюдением в областном центре экологической безопасности.

К этому еще стоит добавить периодические обещания директора трампарка вот-вот прекратить работу по причине долгов. И такое вполне реально – долгов у предприятия много и разных. За электроэнергию, по налогам, зарплате, кредиту…

Сравнивать трамваи, которые ходят в Усть-Каменогорске, с вагонами в европейских городах невозможно. Там они бесшумные, чистые, с расписанием до секунд. И над ними не висит угроза остановки или ликвидации из-за нерентабельности.

Экономика без экономии

Как же усть-каменогорский рельсовый транспорт докатился до критической точки? Если коротко, “помогла” приватизация.

В 1997 году экономически крепкое, отлаженное предприятие с ежедневным доходом в 1 миллион тенге (!), с мощной производственной базой и многомиллионным запасом товарно-материальных ценностей ушло за бесценок в частную собственность.

И до сих пор никто не дал вразумительного ответа, зачем понадобилось пускать с молотка парк, который приносил бюджету стабильную солидную прибыль. В начале нулевых аким Усть-Каменогорска (на тот момент) Вера Сухорукова констатировала итог такого шага: ремонты сократились в 2,5 раза, до аварийного состояния доведено больше 12 километров путей, зарплата рабочим урезана, в статотчетах липовые объемы перевозок, средства из ремонтного фонда тратятся на посторонние коммерческие цели…

На протяжении ряда лет трамвайный парк сотрясали сначала войны собственников, затем судебные споры с налоговиками. Последние усомнились в честности менеджмента перевозчиков. Дело в том, что руководство предприятия передало вагоны в аренду индивидуальным предпринимателям.

ИП вели перевозки, получали живые деньги от продажи билетов и при этом платили налог по упрощенной декларации – три процента от дохода. ТОО, в свою очередь, несло все расходы по эксплуатации и… показывало убытки.

Такую схему, по утверждению генерального директора парка Анатолия Успенского, используют почти все отечественные перевозчики. Тем не менее фискалы сочли это попыткой ухода от налогов и доначислили ТОО корпоративный подоходный налог на сумму около 100 миллионов тенге. Последовали разбирательства, арест счетов. Попутно выяснилось, что на предприятии еще висит банковский долг в 400 миллионов тенге. Тронуться можно

Словом, перевозчик, без которого невозможно было представить Усть-Каменогорск, образно говоря, упал даже не на колени – на живот. “Об инвестициях в последние пять лет речи не могло быть, – пояснил Анатолий Успенский. – Кто будет вкладывать, если каждый день идут проверки, счета заблокированы и судьба предприятия непонятна? Мы потеряли работников, люди ушли из-за неопределенности. Снизилась выручка. Сейчас при цене поездки в 65 тенге мы получаем в месяц 27–28 миллионов тенге, а необходимо не менее 30 миллионов. Вагонов мало, поэтому и выручки мало”.

Обещано светлое завтра

Минувшей весной в деле о налогах наконец была поставлена точка. Суд отменил акт фискальной проверки, налоговикам было отказано в их претензиях. Летом собственники трамвая расписали планы на будущее.

– Нужен новый подвижной состав, – пояснил гендиректор. – По этому вопросу мы ведем переговоры с германской компанией. В сентябре планируется поступление 17–18 новых вагонов модели Tatra 2008–2009 годов выпуска. Это вагоны с электронной системой управления, экономичные в потреблении электроэнергии, способные работать и в мороз, и в жару. Ведутся переговоры по приобретению запчастей, оборудования, по привлечению средств для обновления путей.

Сентябрь миновал, октябрь позади. На дворе – ноябрь, но германских чудо-трамваев как не было, так и нет. По рельсам по-прежнему дребезжит убитое старье, которое, по образному выражению акима Даниала Ахметова, “скоро развалится на ходу”.

Понятно, что в этой истории немало вопросов к исполнительной власти. Акимат, больше двадцати лет назад давший “добро” на продажу трампарка, все это время занимал удобную позицию стороннего наблюдателя. На все недовольства горожан чиновники отбивались законодательной нормой, запрещающей инвестировать в частный бизнес. Пару лет назад, когда, что называется, накипело и в дело вмешался областной общественный совет, руководство Усть-Каменогорска озвучило три варианта.

Первый – войти госсредствами в уставный капитал парка, второй – поддержать в получении льготного кредита по госпрограмме, третий – провести банкротство с целью реабилитации.

Все три варианта, как показала жизнь, оказались мертвыми. Кто ж на самом деле позволит кредитовать предприятие, которое в долгах как в шелках? 15 авто всмятку, или Почему взбесился трамвай в Алматы?

Много и сразу

К слову, в бизнес-сообществе с пониманием относятся к схеме перевозчиков по сужению налогооблагаемой базы. Как пояснили в областной палате предпринимателей, система выплаты налогов через арендаторов применяется железнодорожниками и авиаперевозчиками. Другого способа заработать инвестиционные средства практически нет.

– Проблемы транспортных предприятий обостряются, – высказал в свое время мнение представитель палаты предпринимателей “Атамекен” Талгат Доскенов. – Государство хочет сдерживать тариф, иметь большие налоговые поступления и одновременно получить модернизацию предприятий. Это невозможно. Чем-то придется поступиться – или отпустить тариф в свободное плавание, или дать налоговые послабления.

Как видим, фискальные послабления решением суда уже обеспечены. Тариф приносит парку ежедневно живые деньги. И это не все. При городской исполнительной власти сейчас создана рабочая группа по разработке правил субсидирования для трамвайного парка!

Вот здесь и возникает вопрос: это действительно то, ради чего двадцать лет назад классное предприятие пустили с молотка? В планах власти действительно было доведение перевозчика до такого состояния, при котором ему не выжить без дотаций из бюджета? Налогоплательщики действительно должны за свой счет содержать частный бизнес? Нужен ли городу такой транспорт?

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК