Что надо знать о Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что надо знать о Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года

Что надо знать о Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим Указом от 6 декабря 2016 года утвердил Концепцию семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года.

  • 6 Ноября 2017
  • 17523
Фото - Caravan.kz

Медиа-портал Caravan.kz объясняет, как реализация данной концепции положительно отразится на развитии социальной устойчивости в стране.

В соответствии со Стратегией "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" (далее — Стратегия — 2050) страной взят курс на ускоренную модернизацию и индустриализацию, нашедшие отражение в Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира. Казахстан намерен использовать 15-20 — летнее "окно возможностей" для реализации пяти стратегических направлений: развитие человеческого капитала, совершенствование институциональной среды, становление наукоемкой экономики, формирование современной инфраструктуры и углубление международной интеграции.

Отнесение человеческого капитала к числу объективно-первостепенных условий социальной модернизации поставило на повестку дня необходимость преобразования экономических, социальных и общественно-политических институтов. В этих целях в 2014 году Правительством утверждена Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, направленная на создание условий для повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала, а также достижение высокого стандарта качества жизни для всех казахстанцев, в которой отражены стратегические задачи по реформированию социально-трудовых отношений, системы здравоохранения, образования и социальной защиты с отдельным фокусом на социальной поддержке материнства, детства и уязвимых групп семей.

Стоит отметить, что реализация гендерной политики в Республике Казахстан будет осуществляться на принципах:

  • обеспечения равенства пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами вне зависимости от пола;
  • недопущения дискриминации, гендерной ассиметрии в государственной и общественной жизни;
  • формирования гендерного самосознания и искоренения гендерных стереотипов в обществе.

Достижения в сфере семейной политики:

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики нашей страны и представляет собой систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового обеспечения, направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

За годы реализации Гендерной стратегии была достигнута позитивная динамика в расширении прав и возможностей мужчин и женщин, состоящих в брачно-семейных отношениях.

В целях создания возможностей сочетания семейных обязанностей с трудовой деятельностью в трудовом законодательстве были закреплены нормы о правах родителей на гибкие формы занятости и отпуск по уходу за ребенком. Также нашли отражение нормы, закрепляющие особенности регулирования труда женщин, беременных женщин и женщин, имеющих ребенка (детей).

Наряду с этим, в комплексе мер по поддержке семей с детьми государством проводится поддержка посредством социальных пособий и услуг. Система предоставления социальных выплат включает в себя пособия на рождение ребенка и по уходу за ребенком до одного года, на воспитание ребенка-инвалида, государственное пособие на детей до 18 лет, специальное государственное пособие для многодетных матерей и семей.

Также в 2008 году были введены социальные выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года из системы обязательного социального страхования.

С 2014 года в целях обеспечения адекватного размера пенсионных накоплений работающих женщин для получателей социальных выплат по уходу за ребенком дополнительно предусмотрено субсидирование обязательных пенсионных взносов.

В целях оказания содействия воспитанию детей в семье, материального стимулирования усыновителей и воспитателей предоставляются единовременные выплаты гражданам, усыновившим и удочерившим детей- сирот, пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплаты патронатным воспитателям.

Эффективность принимаемых государством мер социальной поддержки материнства и детства подтверждается положительной статистикой. Так, в сравнении с 2010 годом рождаемость выросла на 8,8%, если в 2010 году родилось 366,2 тыс. детей, то на 1 января 2016 года — 398,6 тыс. детей.

Численность населения Казахстана на 1 января 2016 года составила 17,670 млн. человек, в том числе женщин — 9,128 млн. (52%), мужчин — 8,542 млн. (48%). Прирост численности населения за 2015 год составил 266,4 тыс. чел., темп прироста — около 1,5% в год.

Значительные сдвиги в улучшении состояния репродуктивного здоровья произошли за годы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы "Саламатты Қазақстан".

Казахстан досрочно достиг целей развития тысячелетия ООН: материнская смертность снизилась в стране в 3,7 раза (с 45,6 в 2006 г. до 12,3 в 2015 г., на 100 000 родившихся живыми), детская смертность — в 1,5 раза (с 13,9 в 2006 г. до 9,4 в 2015 г., на 1000 родившихся). В перечень гарантированного объема бесплатных медицинских услуг включены услуги раннего скрининга рака молочной железы.

Принятый в 2009 году Закон Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" существенно расширил спектр услуг, предоставляемых лицам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Доступ к бесплатным медико-социальным, правовым и социально-психологическим услугам получили члены семей с инвалидностью, социально-значимыми заболеваниями, освободившиеся из мест лишения свободы, оказавшиеся жертвами насилия и жестокого обращения, одинокие пожилые люди.

Определенный прогресс достигнут в профилактике бытового насилия. С 1 января 2010 года в Казахстане был введен в действие Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года "О профилактике бытового насилия".

В стране созданы специальные подразделения по защите женщин от насилия (в 133 из 247 районных отделов внутренних дел введена в штат должность инспектора по делам женщин и детей). С каждым годом растет количество защитных предписаний, которыми воспользовались жертвы домашнего насилия.

Во всех регионах Казахстана функционируют 28 кризисных центра (17 с приютом), тогда как в 2006 году в 10 регионах действовали только 24 центра, в которых оказывают жертвам насилия бесплатные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические услуги, а также услуги временных приютов. Ежегодно во всех регионах проводятся информационно-просветительские акции "16 дней против насилия в отношении женщин".

Организована деятельность ресурсных центров поддержки семьи. В системе формального образования получили развитие общественные объединения отцов, участвующих в нравственном и патриотическом воспитании школьников.

Учрежден День семьи, ежегодно проводится Национальный конкурс "Мерейлі отбасы", утвержден Общенациональный план по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей на 2015 — 2020 годы, который реализуется по трем направлениям: укрепление семейных ценностей, формирование здорового образа жизни, построение Общества всеобщего труда, введен институт Уполномоченного по правам ребенка, призванный обеспечить защиту прав и законных интересов детей.

Одним из самых актуальных вопросов стоит отметить репродуктивное здоровье мужчин и женщин. Около 16% браков являются бесплодными, за что в равной степени ответственны как мужчины, так и женщины. Деструктивное отношение мужчин к своему здоровью, злоупотребление вредными привычками, склонность к рискованному поведению на производстве ведут к хроническим заболеваниям и смертности в экономически активном возрасте. Кроме того, Казахстан занимает первое место по распространенности рака женщин.

Достижения в сфере гендерной политики:

Мировая практика показывает, что гендерные вопросы являются приоритетными направлениями государственной политики во многих странах. Международное сообщество регулярно отслеживает рейтинги в области гендерного равенства. Одним из наиболее авторитетных является индекс гендерного разрыва Всемирного экономического форума (далее — ВЭФ). Согласно данному индексу ВЭФ Казахстан по итогам 2015 года занимает 47 место из 145 стран.

С момента присоединения к Пекинской декларации в 1995 году государство целенаправленно взяло курс на формирование гендерной политики. В декабре 1998 года Указом Главы государства была создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин.

Приняты и реализованы Концепция гендерной политики до 2006 года, Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 — 2016 годы, которые позволили сделать дальнейшие шаги по созданию и совершенствованию национального законодательства в интересах гендерного равенства.

Основным законодательным актом в сфере гендерной политики является принятый в 2009 году Закон Республики Казахстан "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".

В рамках реализации гендерной политики были приняты следующие меры:

По данным Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, увеличено количество женщин в выборных органах власти. Так, в Мажилисе Парламента Республики Казахстан в первый год реализации Гендерной стратегии (2006 г.) доля женщин составляла 10,4%, а в завершающем году (2016 г.) она увеличилась до 27,1%.

В местных представительных органах власти всех уровней представленность женщин в 2016 году достигла 22,2% от общего числа избранных депутатов, в то время как в 2006 году она ограничивалась 16,7%.

Увеличилось количество регионов, в которых доля женщин-депутатов приблизилась к 30% барьеру. В их число вошли Костанайская (31,6%), Павлодарская (29,6%), Северо-Казахстанская (28,1%), Западно-Казахстанская (26%), Восточно-Казахстанская (25,9%) и Акмолинская области (25,7%). В 2006 году такие показатели регистрировались только в Костанайской области.

Численность женщин среди всех административных государственных служащих составила 55,2% (в 2005 году — 59,2%). В Швеции данный показатель составляет 71,8%, Франции — 62,3%, Австралии — 57,5%, Японии — 41,9%, в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) — 57,4%.

Сегодня неправительственные организации играют большую роль в общественно-политической жизни страны. В целом за последние 5 лет по республике было реализовано более 500 социальных проектов в сфере гендерной политики.

Казахстанский рынок труда характеризуется высокой женской занятостью, наличием квалифицированных работников и низким уровнем безработицы. Если уровень безработицы женщин в 2006 году был 9,2%, то в 2015 году составил 5,7%, женщины составляют 50,3% общей численности наемных работников.

Соотношение заработной платы женщин относительно мужчин увеличилось с 62 % в 2006 году до 66 % в 2015 году. Для сравнения, в Канаде в 2015 году заработная плата женщин относительно мужской составляла 81,4%, в Чехии — 83,5%, а в Норвегии — 93%. В Казахстане такое соотношение обусловлено тем, что мужчины в большей части работают в сферах промышленности (нефтегазовая, горнодобывающая, обрабатывающая), транспорта и строительства, в которых заработная плата выше среднереспубликанского показателя. В этих секторах зачастую запрещается использование женского труда в связи с наличием тяжелых и вредных факторов.

Расширяются экономические возможности женщин. Совместными усилиями Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике (далее — Национальная комиссия по делам женщин) и уполномоченных государственных органов в республике сформировался динамичный сектор женского предпринимательства.

Активная роль женщин проявляется, в первую очередь, в малом и среднем бизнесе (далее — МСБ). До реализации Гендерной стратегии доля женщин в бизнесе составляла 38%, на сегодня — 50%. Согласно статистическим данным 44,2% всех действующих субъектов МСБ страны возглавляют женщины (в Великобритании данный показатель — 20%, в Канаде — 15,5%, Южной Корее — 35,9%), которые обеспечивают 31% всех рабочих мест в секторе МСБ Казахстана.

Женское предпринимательство охватывает оптовую и розничную торговли, где их доля составляет 60,5% от общего числа таких предприятий, 61,1% предоставляют операции с недвижимым имуществом, 21,1% — в сельском хозяйстве.

Реализация семейной политики в Республике Казахстан будет осуществляться на принципах:

  1. равенства прав, возможностей и обязательств супругов в выполнении семейных функций;
  2. доступности условий для наилучшего функционирования семьи;
  3. самостоятельности семьи в принятии решений относительно своей жизни;
  4. ответственности семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и сохранение его здоровья;
  5. партнерства семьи, общества и государства;
  6. адресности и инклюзивности в реализации государственной семейной политики с учетом нужд и потребностей семей;
  7. нулевой терпимости ко всем видам бытового насилия;
  8. нетерпимости к аморальному поведению в обществе.

Основные принципы и подходы в формировании гендерной политики

Современная государственная политика Казахстана, нацеленная на достижение равенства женщин и мужчин в обществе, направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни.

Как показывает мировая практика, эффективность реализации гендерной политики напрямую зависит от раннего восприятия подрастающим поколением пропагандируемой идеологии, стереотипов поведения, духовных ценностей.

Таким образом, от качества воспитания молодого поколения в большой степени зависит его мировоззрение и отношение к политике государства в различных сферах общественной жизни.

Расширение прав и возможностей как женщин, так и мужчин для максимально эффективного стимулирования более инклюзивного и устойчивого развития общества требует четкого комплексного видения гендерного равенства в обществе.

Совершенно очевидно, что логическим звеном внедрения комплексного гендерного подхода должно стать повышение компетентности представителей властных структур, частного и гражданского сектора в вопросах гендерного равенства, экспертизы и оценки.

Реализация гендерной политики в Республике Казахстан будет осуществляться на принципах:

  1. обеспечения равенства пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами вне зависимости от пола;
  2. недопущения дискриминации, гендерной ассиметрии в государственной и общественной жизни;
  3. формирования гендерного самосознания и искоренения гендерных стереотипов в обществе.

Цели, задачи, период реализации и целевые индикаторы Концепции.

Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семей, создание необходимых условий, способствующих физическому, интеллектуальному, духовному, нравственному развитию семей и их членов, охрана материнства, отцовства и детства.

Целями государственной гендерной политики являются достижение паритетных прав, выгод, обязанностей и возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества, преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку.

Для достижения поставленной цели по государственной семейной политике необходимо обеспечить решение следующих задач:

  1. совершенствование законодательства в сфере семейной политики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями ООН, ЦУР и ОЭСР;
  2. устранение разрывов в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин, а также обеспечение необходимых условий для охраны их здоровья, включая планирование семьи;
  3. обеспечение прав и охраны интересов детей, содействие их физическому, интеллектуальному и духовному развитию;
  4. формирование позитивного образа семейной жизни, повышение духовно-нравственных ценностей общества, усиление воспитания подрастающего поколения;
  5. повышение эффективности системы защиты семей, нуждающихся в социальной защите, в том числе семей с несовершеннолетними детьми;
  6. снижение фактов насилия ко всем членам семьи, в том числе по признаку пола;
  7. повышение качества государственных социальных услуг, предоставляемых семье, до уровня стран ОЭСР.

Для достижения поставленной цели по государственной гендерной политике необходимо обеспечить решение следующих задач:

  1. совершенствование законодательства в сфере гендерной политики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями ООН, ЦУР и ОЭСР;
  2. создание механизмов и условий для эффективного планирования и координации действий центральных и местных органов власти по реализации гендерной политики;
  3. обеспечение 30% представительства женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений;
  4. обеспечение условий для увеличения доли женщин, владеющих материальным активом (земля, имущество, предприятия, ИП и пр.);
  5. расширение участия женщин в экономике через создание равного доступа к рынку труда, финансовым и иным ресурсам;
  6. оказание целевой поддержки женщинам в сельской местности через механизмы развития женского предпринимательства;
  7. обеспечение научно-методического сопровождения семейной и гендерной политики и непрерывного всеобщего гендерного просвещения населения;
  8. обеспечение условий, влияющих на сокращение гендерного разрыва в средней заработной плате мужчин и женщин;
  9. экспертиза и оценка на предмет внедрения гендерных подходов в систему государственного и бюджетного планирования и их учет при разработке нормативных правовых актов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;
  10. расширение участия женщин в обеспечении мира и безопасности.

Периоды реализации:

На первом этапе (2017 — 2019 годы) планируется обеспечить реализацию мероприятий по дальнейшему развитию достигнутых результатов в семейной и гендерной политике, которые будут предусмотрены в Плане по реализации Концепции гендерной и семейной политики на 2017-2019 годы.

На втором этапе (2020 — 2022 годы) планируется начать реализацию долгосрочных задач и мероприятий семейной и гендерной политики Казахстана.

На третьем этапе (2023 — 2030 годы) будут реализованы долгосрочные задачи и мероприятия семейной и гендерной политики Казахстана, направленные на достижение целей устойчивого развития, в свою очередь, способствующие вхождению в число 30-ти самых развитых государств мира.

Целевые индикаторы:

  1. Гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин относительно женщин к 2020 году составит 8,5 лет, к 2023 — 8 лет, к 2030 — 7 лет.
  2. Доля расторгнутых браков на количество зарегистрированных браков к 2020 году составит 32%, к 2023 — 30%, к 2030 — 25%.
  3. Коэффициент абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста к 2020 году составит 17,0, к 2023 — 15,0, к 2030 — 10,0.
  4. Снижение зарегистрированных фактов бытового насилия в отношении женщин в 2020 году — на 20%, к 2023 — на 30%, к 2030 — на 50%.
  5. Снижение зарегистрированных фактов насилия в отношении детей в 2020 году — на 20%, к 2023 — на 30%, к 2030 — на 50%.
  6. Доля средней заработной платы женщин к заработной плате мужчин составит в 2020 году — 70%, в 2023 — 73%, в 2030 — 75%.
  7. Доля женщин относительно мужчин, владеющих материальным активом (земля, имущество, предприятия, ИП и пр.), к 2020 году увеличится на 5%, к 2023-на 7%, к 2030-на 10%.
  8. Доля женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений составит к 2020 году 22%, к 2023 — 25%, к 2030-30%.
  9. Доля женщин в обеспечении мира и безопасности составит к 2020 году — 8%, к 2023 -8,5%, к 2030 — 10%.

В августе 2017 года секретарь партии «Нұр Отан» Наталья Годунова отметила важность семейной и гендерной политики в современном казахстанском обществе как ресурса для укрепления казахстанской государственности и модернизации общества в одной из своих статей:

«Равные избирательные права граждан Казахстана – и мужчин, и женщин, а также права быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления гарантированы главным законом страны – Конституцией и конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».

Наряду с этим, наше национальное законодательство предусматривает гендерный баланс во всех сферах жизнедеятельности.

Республика является участником ряда международных договоров по обеспечению гендерного равенства.

С первых дней Независимости вопросы поддержки материнства и детства, женского предпринимательства и гендерного равноправия занимают важное место в политике Елбасы, Председателя партии «Нұр Отан» Нурсултана Назарбаева.

В стране была успешно реализована Стратегия гендерного равенства на 2006–2016 годы. В соответствии с задачами Пекинской платформы действий достигнута позитивная динамика в части достижения 30-процентной представленности женщин на уровне принятия решений.

«Нұр Отан» принимает активное участие в реализации данных программных документов, исполнении соответствующего Плана по продвижению женщин на уровень принятия решений, в рамках работы, проводимой Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Несколько слов о тех результатах, которые уже достигнуты в партии.

Среди членов партии порядка 60% – это женщины, то есть больше половины. Среди руководителей первичных партийных организаций (а их более 5 700) 37% – женщины.

В аппаратах партии в центре и регионах на сегодняшний день работает 630 женщин или более половины всех сотрудников (55%). Из 295 работников руководящего звена аппаратов партии около 32% – женщины (94).

В ходе прошедших в марте 2016 года выборов депутатов Мажилиса Парламента РК и маслихатов всех уровней был отмечен рост общественно-политической активности женщин.

Если в 2007 году среди депутатов Мажилиса от партии «Нұр Отан» было 15% женщин, то в Мажилисе VI созыва – уже 26%.

Всего же в депутатском корпусе нижней палаты Парламента сегодня работает 27% женщин (29 из 107). А на заре Независимости Казахстана в Верховном совете республики 12-го созыва было лишь немногим более 7% (26 женщин из 360 депутатов). За очень короткий по историческим меркам срок представленность женщин в высшем законодательном органе страны выросла не на 5, не на 10%, а почти в 4 раза.

И, конечно, отрадно, что данный показатель превысил средний уровень представленности женщин (23,4%) в однопалатных национальных парламентах или в нижних палатах национальных парламентов стран всего мира в 2017 году (сведения из Доклада Генерального секретаря ООН «Ход достижения целей в области устойчивого развития» от 11 мая 2017 года).

Ситуация в регионах. В целом численность женщин – депутатов маслихатов всех уровней от партии «Нұр Отан» с 2007 года увеличилась на 8%.

Возросла активность участия женщин и на стадии выдвижения кандидатами в депутаты.

В 2016 году во внутрипартийном праймериз приняли участие более 2 000 женщин или около 30% от общего числа участвовавших в нем членов партии.

По результатам было выдвинуто более 3200 кандидатов, в том числе порядка 800 женщин. 729 или 23% из них по итогам выборов избраны депутатами маслихатов.

Из пяти руководителей региональных филиалов партии, избранных депутатами Мажилиса от партии «Нұр Отан» в 2016 году, трое – женщины.

Все больше женщин становятся руководителями фракций партии в маслихатах. К примеру, по сравнению с 2007 годом этот показатель увеличился с 13 до 23%.

Руководителем фракции партии «Нұр Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан два созыва подряд избирается женщина.

Как известно, с начала текущего года реализуется Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года, утвержденная указом Президента Республики Казахстан, одной из основных задач которой является достижение 30% представленности женщин на всех уровнях принятия решений.

«Нұр Отан» продолжает работу в данном направлении и в рамках реализации данной Концепции.

Для достижения целей Концепции проводится конкретная внутрипартийная работа – внесены изменения в План развития партии на 2017–2020 годы, Положение партии о кадровом резерве и Положение о порядке проведения праймериз на выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов всех уровней, согласно которым установлен минимальный уровень состава женщин не менее 30%», — написала она.