Первая арабо-израильская война, начавшаяся сразу после объявления независимости, показала, что уничтожение нового государства вполне возможно. Только благодаря упорству еврейского народа и призыву в армию женщин и подростков Израиль выстоял.
Но война также выявила три аспекта проблемы выживания: необходимо быстро увеличивать количество жителей, экономика должна быть самодостаточной, в своем развитии она должна обгонять экономики соседних арабских стран, чтобы обеспечить качественное преимущество армии земли обетованной.
В первой войне Израиль потерял 6,5 тысячи человек. Для страны с населением в 650 тысяч человек еще одна такая победа стала бы почти катастрофой. Поэтому тут же была начата работа по привлечению в Израиль евреев из Европы, Азии и Америки. Еще полмиллиона беженцев прибыли после изгнания из Ближнего Востока. Стране нужны были рабочие и солдаты.
Для привлечения репатриантов создали министерство абсорбции. Оно занималось рекламой в диаспорах, организацией выезда мигрантов и их культурным встраиванием в израильское общество. В его поддержку были созданы спецслужбы – бюро по связям “Натив”, которое занималось нелегальным вывозом евреев из СССР и Восточной Европы, и два отдела в разведке Моссад для поддержания связей с евреями арабского мира и социалистических стран.
Но была загвоздка: Израиль 50–60-х годов XX века – страна бедная. Чтобы как-то обеспечить 2 миллиона жителей едой и одеждой, здесь даже работала карточная система. Денег на чартеры для возвращенцев у правительства не было. Поэтому финансирование этой работы было отдано на откуп Еврейскому агентству (“Сохнут”) – международной сионистской организации, созданной именно для таких целей. Деньги “Сохнут” получал от евреев США. Врут нам о разнице наций
Тут возникала другая трудность: американцы желали, чтобы советские евреи выезжали не в Израиль, а за океан. Вашингтон принял решение: люди с израильской визой в пересылочном пункте в Италии могли изменить направление и уехать в США. Большая часть мигрантов, разумеется, выбирала Штаты. Между МИД двух стран началась борьба. В 70-х годах в выигрыше были США: более 90 процентов переселенцев выбирали Америку. Население Израиля росло, но недостаточно. Лишь в 1985 году число граждан достигло там 4 миллионов человек. Но в 1989 году за счет более гибкой регистрационной системы Израиль сумел перенаправить основной поток на себя.
Это привело к резкому увеличению числа переселенцев в Израиль. С 1989 по 1991 год из СССР выехало 469 тысяч человек. Более 70 процентов из них отправились на Ближний Восток. С конца 1980-х страна пополнилась более чем миллионом новых граждан. Этот этап получил название “большая алия”. К этому времени население страны составило 4,5 миллиона человек.
В конце 1980-х, когда на территории СССР начались вооруженные конфликты, Израиль организовал вывоз еврейских семей и детей из детских домов. Последние сохраняли гражданство родины до совершеннолетия. Затем могли выбрать, где им жить дальше. Разумеется, большая часть оставалась в Израиле.
Уже в 90-х годах “Натив” инициировал создание в странах СНГ культурных центров и еврейских школ, где местные иудеи могли выучить иврит, а их дети получить израильский аттестат. Такая “акклиматизация” была первым шагом для выезда.
Рост населения спровоцировал бурный рост экономики, уже подготовленной для приема и адаптации репатриантов. Если в 1960 году ВВП Израиля составлял всего 2,6 миллиарда долларов, то в 1970-м – 6,2 миллиарда долларов. В 1980 году – 22 миллиарда долларов, догнав экономику своего главного противника в регионе – Египта. В 1992-м сравнялся по размеру с ВВП Ирана – 62 миллиарда долларов.
За время “большой алии” Израиль получил более 100 тысяч инженеров и 60 тысяч врачей, тысячи ученых, учителей, архитекторов, управляющих. 80 процентов из них – из бывшего СССР. Чтобы подготовить такое количество специалистов, стране понадобились бы десятилетия и трата десятков миллиардов долларов. Здесь же она просто воспользовалась чужими ресурсами.
Эти специалисты с нуля создали новые отрасли экономики: авиа- и судостроение, фармацевтику, медицину. Современный израильский хайтек говорит на русском: микроэлектроника, ракетостроение, IT и связь. По признанию самих израильтян, благодаря “большой алие” страна была спасена – и экономически, и демографически. Без этих мигрантов вряд ли Израиль сегодня был бы дееспособен.
Использование новых возможностей тогда позволило Израилю стать высокоразвитым государством сейчас. А рост ВВП на душу населения в 2016 году вплотную приблизил его к трем ведущим странам Европы – Германии, Британии и Франции. Согласно отчету Economist, Израиль с 38 127 долларами на человека обошел Францию (38 032 долларов) и Британию (37 317 долларов)… Оралманы должны вести себя порядочно и не подставлять других людей — Мендикулова
С 1991 года в Казахстан прибыло около 1 миллиона оралманов. Большинство из них, более 600 тысяч человек, из Узбекистана. Еще 140 тысяч – из Китая, 90 тысяч – из Монголии. Практически все движение за возврат на родину строилось на патриотических мотивах. Но кушать хочется постоянно. Поэтому, когда эмоциональный порыв закончился, оказалось, что страна, по большому счету, к приему такого количества людей не готова. С приезжающими никто целенаправленно не работает, нет программы обучения и адаптации, их опыт и знания мало кого интересуют. Все проблемы готовы были закрыть деньгами. В итоге такой работой оказались недовольны и сами репатрианты, и местные жители. Как следствие, темпы возвращения начали резко снижаться. Неудивительно, что наибольшее число казахов приезжают на родину из Узбекистана. Не из патриотических чувств, а потому что здесь живется легче.
Алматы