В чем же секрет популярности “Досов”? На этот и другие вопросы “КАРАВАНА” ответил руководитель ансамбля Мурат КУСАИНОВ.
Поклонники ломали витражи дворца
– Мурат-ага, сегодня достать музыкальные инструменты – не проблема. А как вы выходили из положения во времена дефицита и “железного занавеса”?
– Несомненно, в то время найти фирменную гитару, синтезатор или саксофон было невероятной удачей. Стоило все безумно дорого. Так, цена пластинки доходила до 400 рублей, профессиональной бас-гитары производства Болгария – 500 рублей. Мы долгое время откладывали деньги со стипендий, от выступлений на студенческих дискотеках и всяких подработок. Например, зарабатывали выступлениями на свадьбах, тоях, где платили 8–12 рублей за вечер. В институтской лаборатории своими руками собирали усилители, различные приставки для улучшения звука, фуззы, адаптеры, микрофоны. Подсоединяли гитары и микрофоны к старым радиоприемникам, используя их в качестве усилителей, создавали электрические музыкальные инструменты. Вся наша музыкальная аппаратура весила 800 килограммов!
– В интервью музыканты часто говорили, что “крестным отцом” коллектива стал Динмухамед Ахмедович Кунаев. Расскажите эту историю.
– Благодаря Динмухамеду Кунаеву название ансамбля осталось как “Дос-Мукасан”, а ведь кое-кто из высшего руководства КазССР и СССР считали его пропагандой западной культуры. Также хотели запретить концерт “Досов” во Дворце имени Ленина (Дворец республики) в Алма-Ате. Получилось так, что поклонники ансамбля сломали стеклянные витражи дворца, потому что не могли попасть на концерт. Все билеты оказались раскуплены. Динмухамед Ахмедович дал распоряжение – разрешить нам отработать концерт. Бибигуль Тулегенова: Не могу петь под фонограмму!
– А кого вы считали своими конкурентами, с кем негласно соперничали?
– В принципе, мы ни с кем и никогда не конкурировали, а наоборот, всегда с уважением относились к нашим коллегам по цеху – белорусским “Песнярам” и российским “Самоцветам”.
Дядя, ты кто?
– Ансамбль много гастролировал, в том числе по странам дальнего зарубежья. Были курьезные случаи, которые врезались в память?
– “Дос-Мукасан” одним из первых в Союзе уплыл на теплоходе в Северную и Южную Америку, где мы дали более 200 концертов. Пели песни на разных языках. Нас принимали очень тепло. Вернулись из плавания… через полгода. Представляете, наши дети не узнавали своих отцов и были удивлены: что это за дяди приехали?
– Есть ли у “Досов” свои традиции, которым следуете с первых лет существования?
– Главное правило – быть верными своим традициям и казахской культуре, нести в массы самобытность казахских песен. А еще важно… делиться. Эмоциями, откровениями, любовью. Вы не о том подумали (смеется).
– Приходилось ли вам иметь дело с нарушением авторских прав?
– Хиты ансамбля давно стали народными, достоянием республики и за ее пределами. Их поют везде, и мы спокойно к этому относимся. Удивительно, но нам до сих пор звонят, пишут, приходят за разрешением спеть ту или иную песню.
Вечный хит “Той жыры”
– На юбилейный концерт пришло много пожилых людей, молодежи. В чем секрет популярности ансамбля? А были ли в его истории падения, когда хотелось бросить все, заняться чем-то другим?
– Самобытность звучания, искренность, любовь к своим поклонникам – вот, пожалуй, и весь секрет. Думаю, таких ситуаций у нас не было. Пока есть поклонники, фанаты – всегда будет стимул продолжать и радовать их своим творчеством. Нам всем уже за 70, наши поклонники тоже повзрослели (смеется). Следующий наш концерт, посвященный 50-летнему юбилею, состоится в Атырау. Надо набраться сил. Кстати, 14 октября в городе откроется скульптурная композиция, посвященная “Досам”, выполненная из бронзы в полный рост. Приятно, что нас и здесь помнят и любят.
– Музыканты собираются вместе, просто так?
– Кроме репетиций, мы постоянно вместе, дружим семьями. По возможности, собираемся поиграть на бильярде, пообщаться за чашечкой хорошего чая.
– Какую песню из своего репертуара считаете вечным хитом, которую знают и любят все?
– “Той жыры”, ее знали во всем бывшем Союзе. Она не раз передавалась по “Маяку”, телевидению, выходила на гибких пластинках журнала “Кругозор”. Видимо, есть в ней нечто такое, что западает в душу. Написана она была как подарок к свадьбе Мурата и Сабиры – первых молодоженов ансамбля. Студенческий поэт Улыкпан Сыдыков написал текст-пожелание, а Дос за вечер – ноты. Мы ее пропели и забыли. Но те, кто услышал песню, не забыли. Пришлось вспомнить и позже включить в наш репертуар. Взяли без тоя: как живет самая провокационная группа из Казахстана Ninety One
“Много непрофессионалов, которые даже нот не знают”
– Как вы оцениваете современную казахстанскую эстраду? Есть ли исполнители, чьи песни хочется слушать в машине, на отдыхе?
– Сейчас казахстанская эстрада очень разнообразна, сложно оценивать тот или иной стиль, исполнителя или группу. Единственное, что можно сказать, – на нашей эстраде много посторонних людей, непрофессионалов, которые даже нот не знают. Но, думаю, это ненадолго. Радует одно – есть очень талантливые и перспективные, мы всегда рады их поддержать.
– Сейчас тяжело эстрадным исполнителям зарабатывать на хлеб? Или, напротив, все проще – есть свадьбы, юбилеи, корпоративы, голос можно вывести на компьютере…
– К сожалению, той-бизнес – неотъемлемая часть нашего настоящего. Каждый выживает как может. Слушатели тоже разные: одним нравится рок, другим – блюз, кому-то рэп. Мы предпочитаем работать на концерте, в режиме интерактив, петь вместе с залом.
– После юбилейного концерта ваши поклонники спели хором “Сұлу қыз”. Это любимая песня моей бабушки, она поет ее на русском и польском языках. Друзья-поляки говорят, это их народная песня. Интересно узнать ее историю.
– Да, это польская народная песня “Шла дэвечка до лэсечка”. Когда-то давно наша прима Роза Багланова привезла песню из Польши, перевела текст на казахский язык и исполнила в Казахстане. Песня сразу полюбилась всем, и мы включили ее в свой репертуар.
– У вас есть новые песни?
– Специально для юбилейного концерта написан гимн “Дос-Мукасана”. В репертуаре ансамбля есть и другие новые песни – “Бақыт нұры”, “Сүінші”, “Сұлулық”, “Гүл қала – Алматы”… Слушайте, подпевайте!
Досье “КАРАВАНА”
ВИА “Дос-Мукасан” организовали студенты Казахского политехнического института (КазПТИ) имени В. И. Ленина (сейчас это Satbayev University).
Днем рождения ансамбля считается 1 августа 1967 года, когда квартет “автоматчиков” в составе Доса, Мурата, Камита и Александра выступил на сцене Дворца культуры в совхозе “Баянаульский” Павлодарской области. Ну а своим названием ансамбль обязан венгерскому студенту Яношу Карпати. Он образовал его от первых букв имен участников и посоветовал писать через тире, по примеру популярных в то время групп “Лос-Парагвайес” и “Лос-Анджелес”. Название сохранилось, хотя состав группы менялся.
Алматы