Побывав по приглашению министра обороны генерал-полковника Сакена ЖАСУЗАКОВА в знаменитой Отарской дивизии, наводившей ужас на врага в годы Великой Отечественной войны, они под присмотром опытных инструкторов прошли курс молодого бойца, испытав себя на полосе препятствий АРД (атлетизм, решительность, дерзость), учебных тренажерах, боевых машинах пехоты и танках.
Армейская каша с дымком из самой настоящей походной солдатской кухни манила ребят, щекотала ноздри, настойчиво звала в уютную тыловую палатку, но внутренний голос и чувство долга направляли школьников в противоположную от военного полигона сторону – туда, где на острие атаки ковалась желанная для всех солдат победа.
– Сегодня мы покажем вам, как работает “царица полей” – пехота и как громит врага “бог войны” – артиллерия, как стреляют по мишеням танки и боевые машины пехоты, – встречает дружный 7 “Б” класс заместитель начальника 40-й военной базы “Отар” по воспитательной и идеологической работе полковник Ержан УСМАНОВ. – Вы прибыли в легендарную Отарскую дивизию, которая в годы Великой Отечественной войны прославилась геройскими подвигами, пройдя с боями более 7 тысяч километров от Смоленска до Вены. Воины дивизии освободили сотни деревень и городов от ненавистных фашистских захватчиков. В наши дни с приобретением республикой суверенитета 80-я гвардейская дивизия была переименована в учебный центр Сухопутных войск имени Карасай-батыра (в/ч 30212), который готовит младших специалистов для частей и соединений казахстанской армии.
Верны присяге и знамени
Пронизывающий отарский ветер треплет ребячьи волосы, забирается под одежду, морозит и не дает как следует сосредоточиться. Оторвавшись наконец-то от городской жизни и привычных гаджетов, мальчишки и девчонки внимательно слушают рассказы офицеров, но во все глаза рассматривают окружающую их настоящую боевую технику и современное вооружение: танки, БМП, гаубицы, системы залпового огня, минометы.
– 4 апреля 1943 года, получив гвардейское знамя, воины дивизии поклялись крепить воинскую дисциплину, быть верными военной присяге и громить врага до полного освобождения родной земли, – рассказывает детям о боевом пути части майор Тахир РАХИМОВ. – 19 марта 1944 года за освобождение города Умань дивизия была удостоена чести носить почетное наименование “Уманская”. Москва салютовала героям-победителям 20 залпами из 224 орудий.
Слова старшего офицера заглушают треск автоматных очередей и мощные раскаты артиллерийских залпов. На полигоне “Матыбулак” воины приступили к сдаче итоговой проверки за летний период обучения. Семиклассники 120-й алматинской гимназии прибыли в ПГТ Гвардейский в самый разгар экзамена на армейскую зрелость.
Уловив жадные взгляды мальчишек и девчонок, устремленные в поле, где разворачивается сражение за высоту, командир учебного центра полковник Даулет КАШКИМБЕКОВ разрешает им подойти поближе к центральной вышке, чтобы насладиться неповторимой “музыкой боя”.
– Вышка, Вышка, я Броня, цель вижу, к стрельбе готов, как слышно меня, прием, – раздается из динамика голос командира танка.
– Броня, я Вышка, слышу тебя хорошо. Огонь разрешаю! – тут же отвечает командир танковой роты капитан Абзал МАМАШОВ, устремив свой взгляд на передовую, где его подчиненные на рубеже открытия огня сдают первый в своей армейской жизни экзамен.
Главная задача танкистов – не ударить лицом в грязь и показать школьникам высший класс. Перед началом учебного боя их предупредили, что кроме проверяющих из вышестоящего штаба за работой экипажа будет наблюдать школьный десант. Потому каждый сидевший в танке боец, прильнув к окулярам прицела, представлял, что это могли быть их младший братишка или сестренка, которые прибыли на полигон, чтобы оценить умение побеждать неприятеля с первого выстрела.
– Господин капитан, есть поражение, – кричит наблюдатель на вышке. – Танковый экипаж справился с боевой задачей с первого выстрела. Мишени уничтожены. Что общего между десантно-штурмовыми войсками и дипломатами в Казахстане
– Молодцы, – радуется командир.
– Круто, – восхищаются семиклассники, стоя за спиной руководителя стрельб и наблюдая за ходом скоротечного боя. – Вот бы нам пострелять из танка или другой боевой машины.
– Вам, ребята, сначала подрасти надо, школу окончить на одни пятерки и на военную службу призваться, – улыбается заместитель командира в/ч 30212 по воспитательной и идеологической работе подполковник Болат КОЙШИН. – Тогда и научим вас не только метко стрелять из танка, но и мастерски его водить.
– А сейчас можно?
– В армии нет слова “можно”, здесь принято говорить “разрешите”.
– Хорошо, разрешите нам пострелять. Ну, пожалуйста.
Офицер в замешательстве от детского напора. Он явно не ожидал такой прыти от семиклассников, но, коротко переговорив с кем-то по радиостанции, хитро, по-отечески прищурился и произнес: “Не положено детям брать в руки оружие, но раз такое дело и вы у нас в гостях, то мой старший начальник разрешил вам выполнить учебные стрельбы. Только в электронном тире и на специальных тренажерах”.
– Ур-р-р-а-а-а! – захлопали в свои озябшие ладошки дети. – Хотим служить в армии. Нравится нам здесь, даже очень-очень…
– Неужто трудности вас не пугают? Солдатами ведь не просто быть. Семь потов придется пролить, прежде чем научитесь военному делу и станете мастерами. Кстати, знаете ли вы, какая у солдата главная задача?
– За Родину умереть.
– Неправильно. Главная задача солдата – сделать так, чтобы враг умер за свою Родину.
– Точно подмечено, – улыбаются школьники, – а еще солдат должен быть настоящим патриотом своей страны и никогда ее не предавать.
– В связи с этим у меня второй к вам вопрос, – продолжает диалог с семиклассниками подполковник Койшин. – Что для вас означает это выражение: “Быть настоящим патриотом”? Только честно.
– Мои ребята по-другому и не умеют, только честно и открыто привыкли отстаивать свою точку зрения. Такова наша классная установка, – вступает в разговор классный руководитель 7 “Б” Меруерт Нуркелдиевна ШЕГИРОВА.
Ребята со всех сторон обступили свою любимую учительницу, одобрительно кивая головами.
– Разговор о патриотизме – дело очень серьезное, и я предлагаю его продолжить после того, как закончится учебный бой. А сейчас вас ждет АРД. Наша знаменитая полоса препятствий под названием “Атлетизм, решительность, дерзость”. Пройти ее до конца могут только сильные телом и духом воины. Или передумали?
– Не-е-ет, не передумали. Готовы. Ведите нас, справимся.
АРД – испытание для мужчин
В войсках поговаривают, что эту полосу препятствий разработали и воплотили в жизнь в бытность министром обороны нынешнего главы Администрации Президента Адильбека Рыскельдиновича ДЖАКСЫБЕКОВА. Если обратить внимание на его инициалы, то как раз и получается – АРД.
– Эта полоса специально создана для того, чтобы тренировать сноровку и выносливость военнослужащих, – докладывает командир 1-й мотострелковой роты капитан Оралбек ЕРМАТОВ. – Ваша задача – преодолеть ее как можно быстрее, не нарушая мер безопасности… Кто готов – на старт.
И ребята, к всеобщему удивлению военных 40-й базы, не струсили, не спасовали, пошли на преодоление АРД дружно как один, даже девчонки не отставали. Помогали друг другу на сложной дистанции, изо всех сил стараясь дойти до финиша. Враг раздавлен и уничтожен: чем запомнились учения "Каратау-2017"
Ну а после ребят ждал самый настоящий солдатский обед – такая загадочная армейская каша. Попробовать ее удается не всем, а только тем, кому повезет послужить своему Отечеству. Кого признают годным для службы в армии и призовут в армейский строй.
– Сегодня в меню – макароны по-флотски и гороховый суп, – встречает ребят на пороге походной солдатской кухни старшина АУЕЛОВ.
– А компот будет?
– Конечно, будут и компот, и салат, и фрукты. Хлеб, между прочим, сами выпекаем в гарнизоне. Попробуйте, какой он вкусный у нас.
Дети, изрядно проголодавшись, набросились на армейскую еду, поглощая с превеликим удовольствием макароны по-флотски, словно это незамысловатое блюдо было их самым любимым лакомством.
– Вкусно! Рахмет поварам! – с благодарностью кричали они за столом. – А добавку можно? Макароны ваши – ваще отпад. Ничего вкуснее до сих пор не ели.
И командиры, конечно же, не отказывали ребятам в таком редком удовольствии. Не грузили вопросами, не читали нотаций, были доброжелательными и очень внимательными.
Один день в армии для учеников 120-й гимназии пролетел незаметно.
– Уверен, этот день ваши семиклассники запомнят на всю жизнь, сохранят в своей памяти и его неповторимое дыхание, и терпкий от пороха и пота вкус. Вкус настоящей солдатской жизни, где больше хорошего, чем плохого, – подвел итог поездки главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-майор Мурат БЕКТАНОВ. – Службы в армии не следует бояться, к ней надо серьезно готовиться. Это отличная жизненная школа, и пройти ее желательно всем молодым людям не заочно, а встав в реальный армейский строй и приняв реальную военную присягу. Подчеркиваю, не виртуальную – настоящую.
Мысли вслух
Так сложилось, что Родину сейчас стало модно не вспоминать и даже не любить. И желающих идти в армию стало много у порога военкоматов не за совесть, как бывало прежде, а за военный билет, без которого не сделать сегодня серьезной карьеры. И современные школьники, вскормленные Интернетом, зачастую грезят лишь о том, чтобы поскорее получить диплом и свалить куда-нибудь за границу. Грустная картина, не так ли? Чтобы убедиться в том, насколько она правдива, “КАРАВАН” пообщался с детьми, побывавшими на 40-й военной базе, чтобы узнать, что для них сегодня значат слова “родина” и “армия”.
Поскольку разговор о патриотизме семиклассники продолжить на полигоне не успели из-за острой нехватки времени, то по возвращении домой они по заданию своего учителя написали сочинение на эту важную для каждого тему. И эти строчки сейчас перед вами.
Кирилл: “На полигоне в Отаре я увидел, как солдаты и офицеры с гордостью служат своей стране. Глядя на них, я понял, что значит быть настоящим патриотом – честно служить Казахстану, гордиться им, неустанно создавать мир и доброту”.
Екатерина: “Защитник Отечества – это не только тот, кто дерется с врагом, используя оружие, но и тот, кто предан своей Родине в душе. И это проявляется во всех его повседневных делах, в заботе о близких, об экологии, о животных. Патриотизм я бы сравнила с семейными традициями, которые надо чтить с самого детства и говорить о том, почему нужно и важно любить свой родной Казахстан. Как мы учим малышей не обижать слабых и хорошо учиться”.
Ратмир: “Защитник Родины – это человек, который чтит свой народ, страну и ее Президента. Я встречался с Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, когда учился во втором классе, и помню, что он тогда нам сказал в Акорде: “Настоящий защитник Отечества должен быть умным, сильным и мужественным. Знать много языков и учиться на одни пятерки”. Лично я считаю, что патриотизм – это не только когда ты отдаешь на войне жизнь за свою страну, а когда в мирное время каждый день делаешь что-то такое, чтобы твоей Родине было хорошо и жизнь становилась лучше. Любить свою Родину, никогда ее не предавать, а вместе переживать трудности и непременно решать их – это и есть патриотизм”.
Александра: “Настоящий защитник Отечества должен быть храбрым, всегда готовым постоять за свое государство. Истинный патриот – это человек, который до конца будет защищать свою страну и ее интересы. Для меня Родина – это моя семья, мой класс, моя школа, мой любимый город Алматы. Побывав на 40-й военной базе в Отаре я узнала, как нелегко быть солдатом, но это для безопасности страны необходимо”.
Абылай: “Для меня быть патриотом – значит беззаветно служить своему Отечеству, любить и с уважением к нему относиться. Природу беречь и друг друга. Защитник Отечества должен быть верным, ничего не бояться, быть героем.
Артемий: “Отечество свое надо любить, ставить его интересы выше своих личных. Патриотизм – это то, что каждый гражданин Казахстана должен иметь в своем сердце. Пусть эта любовь будет не показной, а у каждого глубоко в душе. Надо уважать честь и законы своего государства. А патриот – это человек-герой, который готов защищать свою страну упорно, до последнего вздоха и последней капли крови. Как наши деды и прадеды в годы войны. Как настоящие батыры”.
Арина: “Защитники Отечества, на мой взгляд, – это не только мужчины, которые воюют, но и люди, которые работают на благо страны, представляют ее интересы. В школе нас учат не просто быть патриотами, а доказывать это своими поступками, отличной учебой. Здесь нас учат любить и ценить свою страну, наш Казахстан. Понятие “Родина” – очень масштабное, но если брать совсем личное, то для меня Родина – это мои родители, к которым я приду, расскажу обо всех своих проблемах, и мне скажут: “Доченька, не переживай, ты молодец” – и мне сразу станет легче”.
Вместо эпилога
Во время поездки на 40-ю военную базу “Отар” семиклассники из 120-й гимназии уяснили, что ничего невозможного в этой жизни нет. Родина для ребят, как они сами выразились, – место, куда ты сам хочешь прийти, где тебя по-настоящему любят и ценят. То, чем можно искренне гордиться, никогда не забывать и не предавать.
– Мне очень повезло с учениками и со школой, в которой я сейчас работаю, – говорит классный руководитель Меруерт Шегирова. – На тему патриотизма мы говорим здесь с ребятами искренне и честно. Рассуждаем не навязчиво, как было, если помните, в советское время. Тогда ура-патриотизм был схож с массированной атакой на сознание людей, что в конечном итоге вызывало отторжение.
Нашему Казахстану есть чем гордиться, и это необходимо знать, об этом надо рассказывать и это надо видеть собственными глазами. Побывав на полигоне и пообщавшись с солдатами, посмотрев, как мастерски они владеют приемами рукопашного боя, мои мальчишки теперь все как один твердят о том, что обязательно пойдут служить в армию, когда подрастут. Даже мой пятилетний сынишка Рамазан туда рвется, так ему понравились автомат Калашникова, танки и настоящая солдатская каша.
Признательна всем военным и министру обороны в особенности, которые встретили нас в Отаре, позволив пожить хотя бы несколько часов настоящей армейской жизнью. Рахмет.
АЛМАТЫ