До начала голосования на президентских выборах в Кыргызстане осталась всего неделя – состоятся они уже в это воскресенье, 15 октября. Можно заметить, что обстановка у соседей заметно накалилась, а местами и вовсе пахнет жаренным. Буквально на днях нынешний президент Кыргызстана Алмазбек АТАМБАЕВ позволил себе довольно резко высказаться в отношении Казахстана, что вызвало неоднозначную и бурную реакцию общественности. Казалось бы, причем тут мы и причем тут кыргызские выборы?
Этим вопросом задались многие. И в целом, обстановка в соседней для нас стране накануне президентских выборов остается немного неясной. В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с политологами из обоих стран, дабы выяснить справедливы ли высказывания Атамбаева, а также узнал чего нам всем ждать после того, как столь шумные выборы все-таки пройдут.
Марат КАЗАКПАЕВ, кыргызский политолог:
— В данный момент фаворитами президентской гонки являются провластный кандидат «СДПК» Сооронбай ЖЭЭНБЕКОВ и Омурбеком БАБАНОВ, который является самовыдвиженцем. Вероятность такова, что 15 октября возможен второй тур, если Жээнбеков не выиграет в первом туре, то у Бабанова будут все шансы во втором. Могу сказать, что скорее всего оба кандидата выйдут во второй тур.
Общая ситуация сейчас очень сложная, особенно, если учитывать гибель вице-премьера Темира Джумакадырова, которая произошла 7 октября. В тот же день президент Атамбаев был очень эмоционален на церемонии вручения государственных наград, когда он косвенно обвинил казахстанскую сторону во вмешательстве в выборы. Много критики было и в отношении Бабанова.
Я считаю, что высказывания Атамбаева не совсем этичны. По моему мнению, нельзя вот так прямо обвинять власти Казахстана. Хотя, конечно, ходят слухи, что определенные казахские олигархи приложили свои усилия. Сам Бабанов не отрицает факты того, что с первого по пятое сентября встречался с крупными казахскими и российскими бизнесменами. Его встреча с Назарбаевым или же выступления перед узбекской общиной – ходы явно непродуманные. Но все это касается лишь самого Бабанова, который совершил довольно опрометчивые шаги в ходе президентской компании. Такое допускать нельзя – это неэтично. Поэтому власти Кыргызстана сразу же воспользовались ситуацией и подготовили своей ответ, который и создал такую напряженную ситуацию.
Из-за всего этого рейтинг Бабанова заметно упал, но это, опять же, чисто его вина. Нужно было нанимать опытных консультантов и политтехнологов, дабы не допускать подобных ошибок. Ему нужно было прочувствовать, какие настроения в данный момент есть в кыргызском обществе, но он этого не сделал и задел больные места. Нельзя отрицать, что на него есть давление, есть черный пиар, но он должен был быть к этому готов. Сейчас, судя по опросам, его поддерживает не более 30% населения. Президент Кыргызстана обвинил Казахстан в человеческих жертвах в 2010 году
Нельзя сказать, что все эти высказывания в адрес Казахстана могут как-то сказаться на отношениях между нашими странами. И раньше были подобные моменты, взаимные обвинения, но здесь скорее всего все сгладится. Да, отношение Атамбаева к Казахстану можно считать несколько «охлажденным», но его срок завершается и это не имеет большого значения. Придет новый президент и отношения наладятся. Все-таки МИД РК заявил о том, что готов к сотрудничеству с любым кыргызским президентом и это правильно. Мы же все-таки соседи, а от соседей не убежишь, поэтому все будет нормально.
Факт дестабилизации в Кыргызстане все-таки реален, ведь острота борьбы очень сильная. Если власть выиграет, то со стороны команды Бабанова, а к нему сейчас стекаются и оппозиционные и радикальные силы, вполне возможен такой сценарий. Но нельзя сказать, что их возглавит именно Бабанов, потому что он далеко не такой игрок, как Бекназаров, который реально пойдет на борьбу, ведь ему есть что терять.
Можно предположить, что если Бабанов проиграет, то на него будет оказываться ещё большее давление, чем сейчас. Он ощутит давление, как в уголовном, так и в политическом ракурсе.
Айдос САРЫМ, казахстанский политолог:
— На происходящее можно смотреть с нескольких плоскостей. Прежде всего надо исходить из того, что Кыргызстан для нас не последнее государство в этом мире. От того, насколько ситуация в Кыргызстане будет стабильной/правильной/хорошей – очень многое зависит, все-таки мы обладаем почти тысячей километров общих границ. Дестабилизация ситуации в этой стране совершенно не входит в наши планы. Понятно, что есть очень много вопросов по поводу национальной безопасности, наркотрафиком, траифом экстремизма и так далее.
Казахстан, при всех режимах, какие бы там ни были бы, должен проявлять большее хладнокровие. В любом случае надо заниматься Кыргызстаном и работать со всеми партиями, которые там есть и добиваться того, чтобы Казахстан получал заслуженную оценку и уважение. Так как во многих вопросах Кыргызстан зависит от нас. Это то, что объективно и очевидно есть.
С другой стороны, если мы честные и правильные люди, то мы должны задаться следующими вопросами. Почему, если кандидаты в президенты встречаются с российскими руководителями, то это не вызывает никакого отторжения, наоборот, у них это зачетно, хорошо и правильно. А скажем, обвинения в том, что ты встречался с казахстанской властью, либо обвинения в том, что ты представляешь интересы казахстанского капитала, являются чуть ли не ругательством. Скорее всего, этот вопрос надо задать сами себе.
У нас есть очень много стереотипных шаблонов, которые мы очень часто употребляем даже не задумываясь, например, братские народы, дружба и так далее. При этом за последние несколько лет мы упустили, что такое «кыргызский дискурс», как там формируется общественное мнение, насколько оно плохо настроено против казахов и Казахстана. Это те вопросы, которые мы должны задавать не кыргызам, а опять же себе. Что и где мы упустили?
Я вижу здесь несколько моментов, которые формируют такое мнение в отношении Казахстана. Прежде всего, это связанно с нашими попытками быть старшими. Второй момент связан с тем, что мы вылили немало негатива в сторону соседей после двух переворотов, которые там были. Ну и в-третьих, тоже немаловажный фактор – в Казахстане работает большое количество кыргызских гастарбайтеров, к которым наше отношение не всегда хорошее, если говорить честно. Вот это всё в итоге формирует негативный фон, когда обвинение в том, что ты представляешь интересы Казахстана может снизить твой рейтинг и вызвать большой общественный резонанс. Дестабилизация в нашей стране вполне вероятна — политолог о президентских выборах в Кыргызстане
Я внимательно читал предвыборные компании многих кыргызских кандидатов и там отношения с Казахстаном не входят в приоритет. Отношения с Россией – да, защищать интересы гастарбайтеров – да, все это есть. Но ближайший крупнейший сосед, от которого зависят достаточно большое количество вопросов, почему-то не входит в список их интересов.
Поэтому, после того как пройдут выборы, как они определятся с составом правительства – мы должны довольно основательно начать заниматься Кыргызстаном и кыргызским общественным мнением. Уже давно пора закрывать некоторые исторические страницы и начинать развивать плотные человеческие, исторические и культурные связи, которые будут работать на то, чтобы формировать правильные отношения между нашими странами. А на Атамбаева в данный момент вестись уже смысла нет.
На мой взгляд все события последнего времени показывают, что основная борьба идет между кандидатом от власти Жээнбековым и Бабановым – они объективно вышли вперед и основная борьба будет проходить между ними. Хотя, есть шансы, что это взаимное обескровливание может вывести вперед и третьего кандидата, например, во втором туре. В целом ситуация очень нервозная, у властей начинают сдавать нервы, ведь не всё получается так, как им хочется. Всё это и заставляет делать, какие-то сильные заявления.
Но опять же, выборы проходят, политики приходят и уходят, а страны остаются и вот здесь очень важно не вдаваться в популизм в попытках отыграть какие-то сиюминутные вещи. В итоге все это может быть чревато большими стратегическими издержками.
Угроза дестабилизации в Кыргызстане, на фоне выборов, имеет место быть. Более того, об этом вполне объективно говорится весь последний год. К тому же сама власть закрыла нескольких больших политиков, обвиняя их в попытке государственного переворота. Понятно, что некоторые кыргызские партии тесно связаны с криминалом, торговыми капиталами и в такой среде проявление каких-либо провокаций работает очень просто.
Кыргызам тоже надо, особенно сейчас, задуматься о том, что им надо, чего они хотят. И этот большой разговор должен происходить при участии Казахстана. Скажем честно, что Кыргызстан как отдельное государство мало что способен сделать, если у него не будет хороших отношений с соседями. С каждым из них следует вырабатывать хорошие отношения – это нужно. И если надо, то казахи тоже должны в этом участвовать и должны подсказывать, без всяких там комплексов старшего брата. Это объективно нужно. Но опять же, чтобы вести диалог надо хотя бы элементарно иметь уважение к тому человеку, с которым ты разговариваешь. В этом смысле Атамбаев уже не является таковой фигурой, ему надо дать спокойно уйти и пусть он что хочет делает. Но в целом, с новым руководством страны надо выстраивать более серьезные и долгосрочные отношения, которые не будут базироваться на каких-то минутных спекуляциях и лёгких разговорах.