Хронология трагедии
3 октября. 18.35. Самолет вылетел из аэропорта Алматы санитарным рейсом ЕWZ1139. На борту находились командир судна Геннадий Цой, второй пилот Евгений Кутафин, авиатехник Бейшибек Ахматбаев и два врача – профессор акушер-гинеколог Талгат Патсаев и профессор анестезиолог Жанибек Артыкбаев. Курс – город Шымкент. Цель – оказание медицинской помощи находящейся в тяжелом состоянии женщине.
18.47. Самолет пропал с радаров в районе станции Шамалган, в 28 километрах от аэропорта Алматы. Связи с воздушным судном нет.
Первыми о трагедии узнали местные жители, которые и сообщили в экстренные службы. Воздушное судно упало в поле на территории крестьянского хозяйства близ села Междуреченское и загорелось. Огнем были охвачены обломки самолета, из-под которых позже спасатели извлекли тела погибших.
Список погибших
Командир воздушного судна Цой Геннадий Сергеевич, 1963 года рождения, гражданин Кыргызстана. Стаж работы в авиации – 30 лет, общий налет – более 12 тысяч часов.
Пилот Кутафин Евгений Витальевич, 1987 года рождения. Летный стаж – 10 лет. Остались жена и малолетний ребенок.
Авиатехник Ахматбаев Бейшибек Амирович, 1961 года рождения, гражданин Кыргызстана. В Казахстане проработал 5 лет.
Доктор медицинских наук профессор Патсаев Талгат Анапиевич, 1971 года рождения, врач акушер-гинеколог Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии МЗ РК. У него остались сын и дочь.
Доктор медицинских наук Артыкбаев Жанибек Токенович, 1957 года рождения, врач-реаниматолог НИИ кардиологии и внутренних болезней МЗ РК, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии Казахстанско-Российского медицинского университета.
После катастрофы
По факту крушения самолета ЛОВД аэропорта Алматы инициировано досудебное расследования по статье 344 УК РК “Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц”.
Глава мининвестиций и развития (МИР), куда входит комитет гражданской авиации, Женис КАСЫМБЕК сообщил, что для расследования причин крушения самолета создана специальная комиссия во главе с вице-министром Романом Скляром.
Руководство и коллектив Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, где работал погибший Талгат Патсаев, намерены оказать материальную помощь его семье. Коллектив Казахстанско-Российского университета, где работал профессор Жанибек Артыкбаев, выразил соболезнования родным погибших. В обращении, опубликованном на сайте вуза, медики отметили, что это не первый трагический случай с самолетами санавиации: “Система транспортной медицины, санитарной авиации давно требует реформирования. Данные вопросы неоднократно поднимались в правительстве РК… Но думать об этом и решать проблемы надо на профессиональном уровне”. Крушение самолета санавиации в Алматинской области: день спустя
Материальную помощь семьям погибших членов экипажа пообещало выплатить и руководство авиакомпании “East Wing”.
Жизнь роженицы до сих пор в опасности
Состояние роженицы из Шымкента, к которой и направлялся этот борт, до сих пор тяжелое. По данным минздрава, ей сделана операция, сейчас она находится в реанимации областной больницы – подключена к аппарату искусственной вентиляции легких. Выяснилось, что женщина из Туркестана, там 16 сентября она родила девочку. Состояние после родов было тяжелым, из-за чего ее 2 октября транспортировали в областной центр.
Малышка, по сведениям управления здравоохранения ЮКО, здорова.
В центре скандала
По данным с сайта центра, в 2013 году в распоряжении санавиации было 14 вертолетов ЕС-145 и два вертолета Ка-32, оснащенных современным медицинским оборудованием. Эксплуатацию этих вертолетов осуществляет летный и инженерно-технический состав АО “Казавиаспас”. Кроме того, по линии санавиации работает 7 частных авиакомпаний с использованием вертолетов ЕС-120В, ЕС-135, Ми-8, MD-600N, Во-105 и самолетов Як-40, Ан-24, Ан-28, Ан-2. В санавиации используется около 25 единиц воздушных судов более десяти типов. В 2015 году центр выполнил 2 149 полетов. Большинство вертолетов санавиации в Казахстане не соответствует требованиям
Разбившийся самолет принадлежал АО “East Wing” – одной из 11 авиакомпаний – партнеров центра, с которыми заключены соответствующие договоры.
Справка “КАРАВАНА”
РГП на ПХВ “Республиканский центр санитарной авиации” образован постановлением правительства № 1724 от 29 декабря 2012 года. Является подведомственным минздраву предприятием. Помимо транспортировки тяжелобольных в ведущие медучреждения страны центр также доставляет высококвалифицированных врачей к нетранспортабельному пациенту для проведения операций и консультаций на месте, а также транспортировки донорских органов.
По данным сайта zakon.kz, 12 апреля этого года замруководителя центра санавиации Мадияр Шалгинбаев был задержан сотрудниками Антикоррупционной службы при получении взятки в размере двух миллионов тенге. В статье говорится, что он “организовал преступную схему по получению взяток на системной основе от руководителей частных авиакомпаний за заключение договоров на оказание услуг по предоставлению специализированного воздушного транспорта для транспортировки пациентов”. Отмечается, что, по данным Антикоррупционной службы, размеры получаемых взяток составляли 10 процентов от суммы договоров. Там же сообщается, что “Шалгинбаев М. неоднократно получил взятки в особо крупных размерах от руководителей ТОО “Sky Service”, АО “East Wing” и других на общую сумму более 130 тысяч долларов”.
Справка “КАРАВАНА”
Воздушное судно Ан-28 польского производства, регистрационный номер UP–A2807, год выпуска 1990-й, максимальный взлетный вес – 5 690 кг.
Версии, комментарии, заявления
Замглавы МИР Роман Скляр сообщил, что на месте трагедии найдены черные ящики, которые в ближайшее время будут направлены в Межгосударственный авиационный комитет в Москве. Причины катастрофы будут озвучены после окончания работы комиссии.
Ранее, в день трагедии, в социальной сети “Фейсбук” общественный деятель Денис Кривошеев рассказал о якобы имевших место проблемах с двигателем потерпевшего крушение самолета: “Предварительно. Судя по всему, у самолета начались проблемы с двигателями. Экипаж сделал два круга и попытался посадить самолет в поле. Конструкция это делать позволяет. К сожалению, при снижении машина зацепилась за провода. Ее резко развернуло, и крылом самолет задел столб. Крыло от удара оторвало. За эту версию, с проблемами двигателя, говорит происшествие, которое произошло с этим самолетом ранее. Как говорят источники, близкие к компании, у этого самолета недавно уже горел двигатель”.
Трагическая череда авиакатастроф
27 мая 2015 года. Около Талдыкоргана потерпел крушение вертолет “Автожир ELA-07S”. На борту находились пилот и пассажир. Пилот погиб.
23 января 2016 года. В Жамбылской области рухнул вертолет Ми-2. Пилот судна позже скончался в больнице. Двое пассажиров остались живы.
27 января 2016 года. Разбился вертолет BО-600N, совершавший санитарный рейс Ушарал – Талдыкорган. Все пять человек, находившихся на борту, погибли – пилот, два медика и женщина с двухмесячным ребенком.
7 сентября 2016 года. Кызылординская область. При взлете упал вертолет Ми-8. На борту находилось четыре человека. Все остались живы.
27 июля 2017 года. В авиакатастрофе под Жаркентом разбился самолет Як-12, осуществлявший обработку полей. Пилот и пассажир погибли.
10 августа 2017 года. Потерпел крушение самолет "Тecnam P2002", совершавший учебный полет. Погибли пилот-инструктор и курсант.
25 августа 2017 года. В Алматинской области из-за отказа двигателя потерпел крушение двухместный самолет "MAULE M-7-260C". Пилот погиб, пассажир остался жив.
31 августа 2017 года. В Актюбинской области упал вертолет Ми-8. Четверо находившихся на борту остались живы.
22 сентября 2017 года. В Акмолинской области вертолет Ми-2 совершил жесткую посадку, в результате которой воздушное судно развалилось на части и воспламенилось. Все три члена экипажа остались живы, однако двое летчиков получили ожоги, состояние одного из них было тяжелым.
3 октября 2017 года…