На днях опубликован очередной Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ), где Казахстан занял 57-е место. Уже традиционно среди наиболее конкурентоспособных стран согласно рейтингу превалируют страны ОЭСР, хорошие позиции удерживают страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.
Глобальный индекс формируется из 114 показателей, из которых 34 рассчитываются по результатам статистических данных международных организаций, а остальные – по результатам опроса руководителей компаний. На основе этих индикаторов определяются 12 факторов конкурентоспособности.
К слову, самый лучший показатель в этом рейтинге Казахстан продемонстрировал в 2015 году, заняв 42-е место. Но снижение позиций, которое экономисты объясняют целым рядом факторов, наблюдается не по всем показателям. Традиционно мы показываем неплохую ситуацию в сферах развития условий для бизнеса и интернет-доступности. Именно о них мы решили поговорить с экспертами.
О бизнесе рассказала вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек АЖИБАЕВА:
– На сегодняшний день можно сказать, что в рамках государственных программ и тех приоритетов, которые были озвучены Президентом, начались большие изменения в отношении бизнеса. Особенно это касается малых и средних предприятий. Была упрощена процедура открытия, мы это отчетливо видим по сфере торговли, где за последние годы наблюдалась массовая регистрация, выход из тени. Идут изменения и во взаимоотношениях бизнеса с надзорно-контрольными органами, ярким примером могут стать облегченные санитарные правила. Происходят изменения, касающиеся налогообложения, идут споры, но надеюсь, в результате родится истина, и она будет на пользу бизнесу. Меняется таможенный блок. Я бы даже сказала, что реформы в бизнесе – это наша фишка, недаром уже несколько лет этот показатель демонстрирует рост в рейтинге конкурентоспособности. Следует ожидать, что и в следующем году будет подъем в рейтинге. Учитывая, что с бизнеса сняли одну из самых тяжелых нош – внесены изменения в закон, касающиеся лжепредпринимательства.
Еще один приятный пункт рейтинга касается развития интернет-пространства. Казахстан уже несколько лет демонстрирует прирост поинтов по пункту увеличения интернет-пользователей.
Об этом мы попросили подробнее рассказать президента ОЮЛ “Интернет Ассоциация Казахстана” Шавката САБИРОВА:
– Рассчитывается показатель увеличения числа интернет-пользователей в количестве на 100 жителей. И надо правильно понимать, что значат цифры рейтинга. Это не проценты. А интернет-пользователь – это не житель Казахстана, а усредненная величина, которая рассчитывается, учитывая целый ряд факторов, наличие двух аккаунтов, сколько раз и с каких точек происходит выход в Интернет. Также есть такой показатель, как уровень проникновения, он тоже влияет на конкурентоспособность. Он у нас может расти за счет доступа в сельских районах.
Алматы