Борьба с наркоплантаторством принимает вид войны с криминалитетом – в регионе дислоцировано спецподразделение “Дельта-Сырдария” МВД РК, оснащенное транспортом, в том числе воздушным, а также спецтехникой. Прокуратура разработала проект “Будущее без наркотиков”, скоординировав в нем работу всех подключенных к наркоборьбе ведомств.
– С начала реализации проекта на территории области выявлено 72 наркоплантации, из незаконного оборота изъято более 18 тонн наркотиков, 14 дельцов взяты под стражу, 7 объявлены в розыск, – рассказала пресс-секретарь прокуратуры Кызылординской области Ботакоз СЕЙИЛ.
Обнаружены и уничтожены разные наркопосевы – cозданные гражданами для личного употребления и организованными группами “с целью обогащения”.
Недавно в шести километрах от небольшого аула Ширкейли полицейские выявили “огород” в 47 кустов конопли. Шестидесятилетний дяденька заботливо ухаживал за ними и уже даже успел собрать и высушить часть урожая, у него нашли чуть более килограмма готовой анаши.
Когда персону этого почти безобидного старика изучили поближе, оказалось, что в двух местах у него есть еще полянки заветного растения – одна в 700 кустов, другая в 78.
А буквально на днях сотрудниками управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Кызылординской области и Жалагашского РОВД в 80 километрах от аульного округа Жанадария задержаны четверо жителей области в возрасте 47, 28, 30 лет и 41 года. У столь разновозрастной компании было одно общее занятие – наркоплантация. Ее товарищи успели вырастить и даже обработать часть урожая – на месте изъято более тонны марихуаны. Конопля с видом на Байтерек
– Коноплю сажают и будут сажать, – рассказал житель города Кызылорды Л. – Пока есть спрос, есть и предложение. Я вырос в окраинном районе города, где курят многие мужики, и анаша не считается наркотиком. Эти люди живут как все. Имеют работу и семьи, заводят детей, заботятся о них, и выкуренная хозяином на досуге “пяточка” здесь не испортит общей картины. Да, есть дураки, которые кидают в душу каждый день “кораблик”-другой (коробок марихуаны. – Авт.). И они постоянно под кайфом, просирают время, а не живут. Но, согласитесь, и среди позволяющих себе алкоголь тоже процентов пять действительно алкаши, а остальные – нормальные люди.
Мир потребителей анаши – это круг общения со своими правилами, рассказывает Л.
– Если кто-то думает, что в Кызылорде, месте, где растет стараниями плантаторов самая крепкая марихуана в мире, можно на тротуаре купить “кораблик”, то это совсем не так, – говорит мужчина. – Для того чтобы добыть “траву”, нужны “ноги”, так называют человека, который знает, где какая “яма” (место торговли наркотиками), которому доверяют барыги, и продадут ему, сколько попросит.
“Ноги” попросит свою долю: или немного копеечек, или отсыпать анаши. Долю надо дать – это правило. Спрашивать “ноги”, куда он гонял за наркотой, не принято.
Потребители, кстати, в своем районе друг друга чаще всего знают. Интерес не скроешь, все когда-нибудь встречались на междусобойчике за “бомбасом” (приспособление для курения анаши из пластиковой бутылки. – Авт.). Как бывший наркоман спасает казахстанских мужчин
То, что население спокойно относится к наркокурению и плантаторству, создает определенные проблемы для стражей порядка, рассказал на заседании консультативного совета прокуратуры Кызылординской области заместитель прокурора области Жасулан ЕЛАМАНОВ.
–У многих граждан, особенно на селе, нет нетерпимости ко всему, что касается наркотиков, – рассказал он. – Сажает парень из поселка каннабис, вокруг знают, что у него за огород, но никто и не подумает сообщить об этом. Человек, мол, работает, кормит семью, не ворует, не убивает. Зачем мешать? У наших граждан нет пока еще осознания того, что любое нарушение закона должно быть наказано. И никто не станет, как в Америке, гордиться званием “помощник полиции”.
Есть, правда, в истории наркоплантаторства в Кызылординской области и такие истории, что вызывают отвращение и удивление. Например, когда один “огородник”… съел другого.
Парни вместе трудились на плантации, но запасы еды были скудны, а так как оба употребляли анашу, аппетит волчьим был всегда. И однажды один огородник забил насмерть, разделал и съел другого. Когда на посадку нагрянули оперативники, они, обнаружив в шалаше следы пребывания нескольких человек, спросили у задержанного, кто с ним сажал каннабис. И молодой человек кивнул в сторону кустов гребенщика, на которых вялились остатки мяса товарища, и показал место, где зарыл внутренние органы своей жертвы. Было это в 90-е годы.
Полиция, кстати, сама часто бывает замазана в наркопроизводстве, трафике.
– Да, в суд, например, не так давно было передано дело о том, как несколько плантаций наркосодержащей конопли крышевали сотрудники силовых структур, – рассказал Еламанов. – Был и случай, когда сотрудник полиции был нанят преступной группой для того, чтобы сопровождать грузовой автомобиль с “урожаем” на борту по трассе. В погоне за дурманом
Но, как бы ни считало население, марихуана, или анаша, остается наркотиком растительного происхождения, значительно влияющим на здоровье человека. Притупляющим, в частности, реакции. Поэтому в надзорном органе давно уже формулируют мысль о том, что представителей отдельных профессий, работающих, например, на транспорте, в энергетике, надо обязать при поступлении на работу и во время профосмотров сдавать тест на наркотики. И граждан с положительными результатами на вакансии не брать.
Члены консультативного совета при прокуратуре Кызылординской области внесли предложение решить вопрос еще жестче – обязать всех казахстанцев во время профосмотров сдавать наркотесты.
– Здоровому человеку с нормальной гражданской позицией не стоит никаких моральных и физических усилий пройти тестирование на наркотики, – рассказал председатель консультативного совета Кылышбай БИСЕНОВ. – Ведь ему нечего скрывать, и он понимает, что введение обязательного контроля необходимо для оздоровления общества. С другой стороны, молодежь будет понимать, что не стоит даже и пробовать наркотики, наркомании поставлен еще один заслон.
КЫЗЫЛОРДА