Чем грозит внедрение "Ока Исекешева" алматинским водителям - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем грозит внедрение "Ока Исекешева" алматинским водителям

Чем грозит внедрение "Ока Исекешева" алматинским водителям

“Сергек” идет в Алматы?

  • 25 Сентября 2017
  • 13375
Фото - Caravan.kz

Компания “Коркем Телеком” предложила акимату Алматы проект Data driven city. Это будет копия проекта “Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса фото- и видеофиксации и видеоаналитики “Сергек” в городе Астане”, которую уже прозвали “оком Исекешева”.

В ноябре 2016 года в Казахстанско-Британском техническом университете состоялся диалог на тему “Создание концепции Smart Almaty”. Среди выступавших был и директор ТОО “Коркем Телеком” Кайрат АХМЕТОВ. Он ознакомил слушателей с проектом Data driven city для повышения безопасности на дорогах и снижения аварийности, предупреждения ДТП, оперативного поиска машины по госномеру и аналитической отчетности о нагрузке на транспортную инфраструктуру.

– Data driven city – это одно из названий технологии SmartCity, часть которой мы внед­ряем в Астане, – сообщили “КАРАВАНУ” в ТОО “Коркем Телеком”. – Мы будем рады реализовать аналогичный проект в Алматы. Как частные компании и акимат заработают миллиарды на штрафах в Астане

В столице этот проект предусматривает установку 10 тысяч видео- и фотокамер. Цена вопроса – 8,4 миллиарда тенге. После аудита система будет передана городу. Ее изюминка в том, что акимат на развертывание системы не потратит ни тенге. За все заплатят жители и гости Астаны, которые будут нарушать правила дорожного движения. По договору проект должен окупить себя до конца 2023 года.

Эффективная работа

Учитывая разницу в размерах, плотности застройки и дорожной сети, количество перекрестков и число используемых автомобилей двух городов можно смело предполагать, что стоимость проекта можно увеличить минимум вдвое. Вероятнее всего, в 3–4 раза. А количество камер – в 5 раз. Значит, цена вопроса для Алматы – 16–20 миллиардов тенге. Причем срок окупаемости южностоличного проекта будет меньше. Опять-таки за счет более жестких алматинских условий.

– Это порочная практика: передовые технологии не создают добавочный продукт, а используются, чтобы взыскать, забрать, наказать, изобличить, придумать новые налоги и штрафы, – высказал свое мнение общественный деятель Мурат ТЕЛИБЕКОВ. – Это какая-то абсурдная и порочная деятельность наших государственных деятелей. Всю свою страсть направляют не на генерирование новых технологий, создание условий для творчества и бизнеса. Это свидетельствует о глубоком кризисе бюрократического аппарата. К сожалению, опыт взаимодействия общества и власти привел к недоверию к подобным инициативам. Я почему-то уверен, что в основе таких предложений не забота о государстве и безопасности людей, а узкие меркантильные намерения.

По информации пресс-службы ДВД Алматы, на лето 2016 года в городе было установлено 64 082 камеры. В центре оперативного управления используется система из 156 видеокамер. 51 из них входит в систему распознавания госномеров “Автоинспектор”. По проекту “Безопасность дорожного движения” введено в эксплуатацию 105 постов (663 видеокамеры) для выявления нарушений ПДД.

Как следствие, в прошлом году объем всех штрафов по линии полиции составил 7,4 миллиарда тенге. Львиную их долю собрали на дорогах от автолюбителей. Больше денег в бюджет своей малой родины не отдал ни один другой регион страны. Далеко позади остались сравнимые по численности населения и количеству автомобилей Астана (2,8 миллиарда), Алматинская область (2,6 миллиарда) и ЮКО (2,4 миллиарда). Как казахстанские акимы зарабатывают на штрафах с водителей

Доля алматинской полиции в наполнении бюджета составила больше 2 процентов. Такими же “горячими”, из сравнимых по числу жителей, оказались ЮКО (2,4 процента от бюджета), Жамбылская и Восточно-Казахстанская области (по 1,9 процента). Но учитывая, что бюджет Алматы в разы превышает доходы этих областей, сразу видно, как эффективно работает ее полиция в выписывании штрафов. Здесь указаны все виды штрафов, включая и те, что составляли дорожные инспектора вручную, за нарушения общественного порядка или несоб­людение правил антитеррористической защищенности.

Узкие места пользуются популярностью

В том, что количество выявленных нарушений будет увеличиваться, как-то не приходится сомневаться. Практика показывает, что первые два-три года раскрываемость нарушений и преступлений благодаря технической фиксации всегда увеличивается. После этого люди стараются не “байговать” в местах, где такие камеры стоят и работают.

В начале прошлого года начальник ДВД Алматы генерал-майор полиции Серик КУДЕБАЕВ с гордостью сообщал:

– При поддержке акимата запущены проекты “Безопасный город” и “Безопасный двор”. 7 тысяч объектов и 3 тысячи дворов оборудованы 54 тысячами видеокамер, установленных без привлечения средств из бюджета. В развитии систем видеонаблюдения мы видим реальную отдачу. Доля краж от общего числа совершенных преступлений снизилась на 3 процента. Меньше совершено краж в общественных местах – на 5 процентов, в том числе из квартир – на 12,5 процента, сотовых телефонов – на 25 процентов, а также разбоев – на 14,2 процента и грабежей – на 9,6 процента.

Но это характерно для общественных мест, где нарушителями выступают преступники, целенаправленно ищущие своих жертв, и люди с отклонениями. Ситуация на дорогах кардинально иная. Ненормальных среди водителей нет. Все они проходят обязательную медицинскую комиссию, где проверяются не только слух и зрение, но и психика, делается проба на наркотики. Теоретически опасных для общества граждан за руль не пустят. Разве что если он права не купил или не получил в подарок. Но таких единицы. К водителям надо применять другие меры.

На дороге правила нарушать могут все, независимо от моральной устойчивости. Слишком разные ситуации могут здесь возникать. Другое дело, что было сделано полицией, чтобы минимизировать возможность нарушать ПДД на трудном участке? Или минимизировать ущерб, если такая авария уже произошла?

Мы чаще всего видим, что дорожная полиция использует такие узкие места, выставляет там посты, ловит нарушителей. Некоторых отпускают после душевного разговора. Расшивает же узкие места город, но уже в рамках распределения транспортного потока.

Рост выявленных нарушений после установки систем фиксации показывают и данные комитета по госдоходам. Алматы – единственный пока город в стране, где развернута нормальная единая система видеонаблюдения, куда входят камеры в общественных местах, на дорогах, во дворах, на объектах частной собственности, в школах и родильных домах.

Резервы роста

Самый распространенный штраф в Казахстане – 10 МРП. Исходя из этого, минимальный размер взятки в Алматы – примерно 3 тысячи тенге. Если принять, что каждый водитель “дает на лапу” хотя бы один раз в три месяца, то местный дорожный “рынок” взяток можно оценить в 8 миллиардов тенге в год.

– Размеры взяток разнятся. Полицейский всегда смотрит на человека. При наличии запаха алкоголя размер резко увеличивается, – считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ. – Конкурс на работу в дорожной полиции очень большой. Потому что там очень хорошая прибавка к пенсии. И как только штрафы подняли, “средний чек” инспектору резко вырос. Например, штраф составляет 40 тысяч тенге, по ускоренному варианту надо заплатить 20 тысяч. Значит, с 10 тысячами тенге вы расстанетесь менее болезненно. Я лично давно взяток не давал. Но если у вас зарплата 80 тысяч в месяц, тут, к гадалке не ходи, видно, как будет решаться вопрос.

Алматы