Он пробежал марафон, летал на параплане, прыгал с “тарзанки”, погружался под воду с аквалангом, сплавлялся по реке на рафте, летал на воздушном шаре, организовал два велопробега с участием незрячих и слабовидящих друзей – из Алматы в Астану и из Алматы на Иссык-Куль.
Что движет им, зачем он хочет попасть в Книгу рекордов Гиннесса, почему намерен совершить велопробег из Алматы в Европу – в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ”.
– Бахтияр, многие знают вас как организатора и участника велопробегов незрячих и слабовидящих спортсменов. Остальное из вашей жизни неизвестно…
– В самом раннем детстве мне и моему брату Данияру в связи с врожденной наследственной катарактой удалили хрусталики глаз. Не зная о том, как действительно может видеть зрячий человек, мы максимально пользовались тем, что имеем. Спасибо родителям, они не дали нам почувствовать себя неполноценными, мы всегда ощущали их любовь и поддержку: катались на самокатах, велосипедах и коньках, ходили в различные кружки. Мы жили насыщенной жизнью.
– Где учились, какое образование получили?
– Меня отдали в спецшколу-интернат для слабовидящих детей, после я учился в вечерней спецшколе, по окончании которой поступил в КазГЮА. В 2000 году получил степень бакалавра по специальности “юрист”. Я женат, у меня трое детей.
Учась в вечерней школе, мы с братом занялись предпринимательством: купили фотоаппарат, музыкальный центр и видеокамеру и стали оказывать услуги друзьям и родственникам. Работали на производстве в Казахском обществе слепых. Потом открыли продюсерский центр, снимали и изготавливали ролики, клипы, фильмы. Мы уже 15 лет успешно работаем на рынке. У нас есть даже диплом за подписью Президента Назарбаева.
– А что подвигло заняться общественной деятельностью?
– У нас с братом и у сестренки проблемы со зрением, поэтому наша мама открыла общественный фонд “Анашым”, который помогает детям. Я не раз претворял в жизнь различные проекты в помощь молодым людям – инвалидам по зрению. Но не это стало решающим.
– А что?
– Я всегда посещаю тренинги, курсы и семинары по личностному росту и самосовершенствованию. В 2016 году на одном из них понял, что мой потенциал раскрыт не до конца. Тогда тренер поручил написать 101 цель жизни. Первые 15 в основном материальные – квартира, машина – были описаны быстро. А дальше я не смог – на ум ничего не приходило. Чуть позже прочитал биографию Джона Годдарда, американского ученого и путешественника и его необычные 127 целей, из которых он почти всех достиг. К примеру, напоить ядовитую змею молоком или переплыть Амазонку. Тогда я понял, насколько я замкнут и скован, ограничен в мышлении и кругозоре.
– И что с остальными 86 целями?
– После я все же написал оставшиеся, среди которых, к примеру, были и полет на воздушном шаре, и преодоление марафона, и проехать на велосипеде от Алматы до Астаны и от Алматы до Иссык-Куля. Сейчас они уже закрыты. На тренинге я понял, что при определенном подходе, вере и желании можно достичь многого, но не просто мечтать, а пошагово идти к поставленной цели. Достигнутое стимулирует на достижение следующих, более высоких и сложных. И еще я понял, что нужно что-то делать для себя, своего окружения, города, народа, человечества.
– Вы, наверное, ведете здоровый образ жизни?
– Не курю и не пью. У каждой социальной группы своя реальность, мышление и цели. Я себя погрузил в реальность активного, здорового и позитивного образа жизни: катаюсь на лыжах, велосипеде, обливаюсь водой, летаю на парапланах, сплавляюсь по горным речкам. Шахматы – моя слабость, здесь моя цель – стать чемпионом Казахстана. У меня суббота не пропадает, как день, из-за трезвой пятницы – по субботам мы купаемся в Горельнике, ходим в горы. Я стараюсь избегать негатива.
– Как и когда вам пришла идея велопробега незрячих и слабовидящих спортсменов?
– Они живут в замкнутом мире, у них появляются ложные убеждения, страхи, комплексы, человек уходит в себя, и его очень сложно вывести из этого состояния. Одной материальной помощью – привезти ему продукты, к примеру, не поможешь. Наоборот, он может привыкнуть к иждивенчеству.
– И как вам удалось их расшевелить?
– Через спорт! Социализировать и интегрировать таких людей нужно через преодоление себя. Когда-то я даже и не думал, что смогу пробежать марафон. Я никак не ассоциировал себя с ним – вообще не бегал. А после преодоления марафона у меня “отказали тормоза”.
Через спорт они получили веру в собственные возможности и стали доказывать себе, что они могут. Многие из тех ребят учились с нами в спецшколе. Мы стали тренироваться. Поставили цели доехать до Капшагая и Талдыкоргана и добились их. Ребята стали увереннее. Следующая цель – Астана. И это у нас, как вы знаете, получилось.
Сейчас много людей и с проблемами со зрением, и здоровых – волонтеров, автолюбителей, тренеров – звонят нам, хотят присоединиться. Им надоело сидеть дома.
– Месяц назад вы осуществили веломарафон в Кыргызстан. На границе вас встречали министр здравоохранения и глава аппарата киргизского парламента. Как вам удалось заручиться их поддержкой?
– Через друзей мы вышли на президента международного общественного фонда из Кыргызстана “Саякбай Манасчы” Саматбека Ибраева, который является главой аппарата парламента. Они поддержали наш проект и оказали огромную помощь – сопровождали колонну, предоставили отдых, питание, ночлег, организовали пресс-конференцию. Саматбек Кулукеевич вместе с министром здравоохранения братской республики Талантбеком Батыралиевым встретили нас в спортивной форме, сидя на велосипедах, на границе и проехали с нами до Бишкека.
Хочется выразить благодарность главному спонсору и партнеру – Фонду Первого Президента РК – Елбасы. Большое спасибо и огромному количеству компаний, организаций и людей, также предоставивших нам помощь. Из бюджета мы деньги не получаем. Готовим проекты на спонсорские средства, помогают партнеры, участники.
– Что еще входит в проект “Спорт без границ”?
– Футбол для незрячих – гоубол, паралимпийский вид спорта, как и езда на велотандемах. У нас создана Казахстанская федерация гоубола, которой руководит наш веломарафонец Мусрят Елибакиев. Наша команда недавно была в Таиланде на чемпионате Азиатско-Тихоокеанского региона. Также туда входят и “Номад-рейс” – гонка с препятствиями, “Алматы Марафон” и кросс-фит-марафон – 42 километра по гребле на тренажере, который состоится в октябре.
– Есть ли трудности?
– Наши первоочередные и основные задачи – популяризация спорта среди инвалидов и создание для них равных условий. Это право прописано в ратифицированной Казахстаном Конвенции по правам инвалидов. Одна из главных проблем – отсутствие инфраструктуры: специализированных стадионов для тренировок инвалидов нет. В парках не потренируешься – там люди. Выезжаем за город, но и там опасно. Если появится такое спортивное сооружение, своего рода инклюзивный центр, то там можно было бы не только заниматься спортом, но и проводить семинары, тренинги и курсы. В том числе и для здоровых людей. Наши проекты – это площадка для общения инвалидов и людей без инвалидности. Первые получают стимул и мотивацию к действиям, вторые помогают им быстрее интегрироваться в общество. Али Аманбаев: Надо радоваться, что при таком отношении к спорту для инвалидов есть какие-то достижения
И нельзя забывать, что мы готовим паралимпийский спортивный резерв.
По этому проекту мне очень хотелось бы встретиться с акимом Алматы Бауыржаном Байбеком и объяснить его цели и значимость. Если будет поддержка государства, нам будет намного легче двигаться вперед.
Мы готовы участвовать в социальных госпрограммах, хотим наладить диалог и работать с госорганами, конечно, для достижения общих целей. Недавно, рассказав в горсобесе о своих планах, мы услышали, что там ищут именно такие реальные проекты. Мы рады, что есть понимание и наши цели совпадают.
– Традиционный вопрос: ваши планы на будущее?
– В следующем году организовать и совершить велопробег в Европу и попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Насколько я знаю, рекордом среди незрячих и слабовидящих является веломарафон протяженностью 600 километров. Почему бы не побить его, чтобы потом все ведущие СМИ мира писали о Казахстане?!
Но для этого нужны спонсоры. Также нам нужны хорошие велосипеды для незрячих – тандемы. Сейчас у нас прогулочные, а нужны спортивные. Но они дорогие – 2 000 евро каждый. Я уверен, когда все до деталей будет просчитано – маршрут, прохождение границы и многое другое, цель станет ясной, а значит, она будет достигнута.
АЛМАТЫ