Подготовка к АрМИ‑2017
В феврале 2017 года подразделения ВС РК усиленно готовились к участию в международных военных соревнованиях АрМИ-2017. Проводились учебно-тренировочные занятия и в горно-егерском полку. Здесь, учитывая специализацию, готовились к “Эльбрусскому кольцу” – одному из этапов АрМИ-2017, где свои навыки демонстрируют высокогорные, разведывательные подразделения.
В полку была отобрана группа из 18 наиболее подготовленных и опытных служащих. План тренировок предусматривал альпинистские, горно-пешеходные и другие занятия, включая одно- и двухдневные траверсы и горные переходы протяженностью от 45 до 90 километров. Разведчики должны были идти в полной экипировке с общей массой груза не менее 20 килограммов. Такие требования предъявлялись в соответствии с положениями о проведении соревнований.
10 февраля командир ВЧ 91678 Марат Бралинов выехал в служебную командировку в штаб регионального командования “Юг” в Тараз для получения инструктажа на предстоящих бригадно-штабных учениях. Временно исполняющим обязанности командира части был назначен начальник штаба майор Бахыт Шойбеков.
Как отмечали впоследствии и командование, и сослуживцы Шойбекова, он был очень ответственным и аккуратным офицером, до этого не раз поощрялся за примерную службу, пользовался заслуженным авторитетом и уважением товарищей. Однако, как признается сам Шойбеков, полностью проконтролировать всю ситуацию в полку он не сумел…
Штормовое предупреждение
16 февраля служба по чрезвычайным ситуациям распространила штормовое предупреждение о резком ухудшении погоды в горах Жамбылской и Южно-Казахстанской областей – в связи с прогнозами сильных осадков в горах ожидалось формирование тало-дождевых паводков, подул сильный ветер, были возможны дождь и снегопад. Однако в войсковой части на это сообщение никто не обратил внимания. Более того, отобранная группа разведчиков выдвинулась на тренировку в горное ущелье Коксай. При этом, как отмечается в материалах дела, “…майор Шойбеков, исполняя обязанности командира части, при выезде группы на учебное место вне пунктов постоянной дислокации не принял мер по предотвращению гибели и травматизма личного состава, своевременно не довел до подчиненных и не добился выполнения ими необходимых требований безопасности при проведении специальных занятий”. Начальник штаба не успел
“Выезд группы был осуществлен в нарушение утвержденного командиром ВЧ 91678 майором Бралиновым сводного расписания. Выезд в ущелье Коксай не предусматривался и был запланирован только с 20 февраля 2017 года”, – сообщил позднее военный прокурор Южного округа Ермек ЖАНАТАЕВ.
17 февраля личный состав отдельной группы горной роты должен был провести занятия при пункте постоянной дислокации: выполнить двухчасовой перенос раненого, 5-часовые занятия по подъему-спуску и с 16.00 до 17.50 совершить марш-бросок на 7 километров.
Тем не менее 17 февраля группа из 23 человек на КамАЗе выехала в низовья ущелья Коксай, расположенного в 50 километрах от воинской части. При этом, хоть группа и была набрана из хорошо подготовленных разведчиков, в ней не имелось инструкторов и тренеров-альпинистов соответствующей категории, которые просто необходимы для подобного рода тренировок. Не имелось в группе и средств связи, не было врачебного персонала.
Лавина
Прибыв в ущелье, отряд приступил к отработке упражнений – подъем-спуск – на горных склонах.
Примерно в 12.30 с восточного склона ущелья Коксай произошел сход лавины объемом 800 кубометров. Зона ее отрыва, исходя из рельефа местности, находилась на высоте 2 200–2 300 метров над уровнем моря. Общая длина пути движения лавины составила около 300 метров по склону крутизной более 45 градусов. Высота сошедшей снежной массы составила примерно три метра. Как впоследствии было установлено, факторами образования лавины явились наличие снежного покрова высотой до 80 сантиметров, крутой склон и имевшая место оттепель. Причинами схода могли послужить шум или физическое воздействие на снежную массу, а также не исключается самопроизвольный сход под тяжестью выпавшего снега.
В результате под снегом оказались 15 военнослужащих и 2 служащих войсковой части.
Первым на помощь военнослужащим пришел егерь Аксу-Джабаглинского заповедника Турсымбек Алимбеков.
– 17 февраля в ущелье прибыла группа военнослужащих, – сообщил он в суде. – Я их предупредил о лавиноопасной ситуации, но военные начали свои занятия на скалах. Ближе к обеду в мою сторожку прибежал солдат. Он кричал, что группа попала в лавину. Я сразу позвонил по своему стационарному телефону в ДЧС и полицию. Затем попытался самостоятельно, с оставшимися на поверхности военнослужащими, откопать засыпанных ребят. Однако тут пошла вторая лавина.
К счастью, вторая лавина не задела никого из уцелевших ребят. Переждав ее, егерь с членами группы вновь приступили к спасательным работам.
Затем к месту происшествия стали прибывать спасательные службы, военные. Гибели военнослужащих при сходе лавины можно было избежать — эксперт
Спасательные работы
Как сообщил суду майор Шойбеков, примерно в 13 часов ему в часть позвонили из регионального штаба с вопросом – не его ли люди попали под лавину в ущелье Коксай. Он был уверен, что никто из военнослужащих егерского полка в горы не выезжал, и дал отрицательный ответ. В то же время он дал команду проверить наличие всех бойцов в части, а сам с несколькими подчиненными выехал в ущелье. Продвижение было затруднено из-за горной местности и погодных условий (дорога была сильно размыта). В это время ему пришло сообщение, что ЧП произошло именно с группой горно-егерского полка.
Примерно к 14 часам в ущелье Коксай силами прибывших подразделений ЧС и военных были развернуты масштабные спасательные работы. Однако первого пострадавшего удалось найти и откопать только к 16.30. Всего было спасено 10 человек. Большинство из них получили травмы и ушибы, обморожение и переохлаждение. Семеро солдат погибли. Причиной их гибели, как позже установит медицинская экспертиза, в основном стала механическая асфиксия – ребята задохнулись либо были раздавлены снежным пластом.
По факту чрезвычайного происшествия, сопровождавшегося гибелью военнослужащих, было возбуждено уголовное расследование. Ход его взял на личный контроль премьер-министр РК Бакытжан САГИНТАЕВ.
Практически сразу же в дисциплинарном порядке были отстранены от должностей командир полка Марат Бралинов и начальник штаба Бахыт Шойбеков. Однако с Марата Бралинова, который во время происшествия находился в командировке, обвинения были сняты. А временно исполняющий обязанности командира ВЧ Бахыт Шойбеков предстал перед судом по обвинению, предусмотренному частью 2 статьи 453 УК РК (халатное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия).
Суд
На процесс, проходивший в военном суде Шымкентского гарнизона, из Тараза приехали как родственники обвиняемого, так и родители погибших солдат. При этом и те и другие не скрывали своего мнения, что майор сам оказался жертвой обстоятельств, нежели виновником страшной трагедии. На первом же судебном заседании Бахыт Шойбеков сразу и полностью признал свою вину. По его словам, он просто физически не успел справиться с возложенными на него обязанностями по командованию частью, проконтролировать все движения и выезда групп.
Представитель войсковой части отказался от имущественных претензий к подсудимому. Все снаряжение и имущество, которое было потеряно в тот трагический день, в настоящий момент полностью восстановлено. Также адвокат Шойбекова подал суду ходатайство от офицерского собрания части, которое, рассмотрев проступок майора, решило просить суд о назначении ему наказания, не связанного с лишением свободы.
В ходе суда материальные претензии к Шойбекову предъявили службы ДЧС Жамбылской области, потребовавшие возмещения затрат на проведенную спасательную операцию. Однако суд не удовлетворил эти ходатайства.
Дело рассматривалось полтора месяца, и 14 сентября судья военного суда Гульмира УСМАНОВА огласила вердикт. Суд признал майора Шойбекова виновным по части 2 статьи 453. Среди смягчающих обстоятельств суд отметил первую судимость, раскаяние, наличие на иждивении малолетних детей, положительные характеристики, возмещение всех материальных затрат по делу (свыше миллиона тенге), отсутствие претензий со стороны родственников погибших. В результате Бахыт Шойбеков получил наказание в 3 года условно. Также ему сохранено воинское звание майора.
Приговор пока не вступил в законную силу.
ШЫМКЕНТ