– С точки зрения простого автомобилиста, невероятно, что цена на бензин может снизиться, – сказал “Каравану” председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. – Ведь в нашей стране по опыту цена на ГСМ не может снижаться. Значит, она будет расти. Цены у нас двигаются нелогично: котировки на нефть растут – цена на бензин растет, котировки падают – цена все равно растет.
Девальвация тенге 11 февраля была огромным шоком для всего населения. Тогда руководство страны волевым решением запретило всякие поползновения на ГСМ. Потом люди начали привыкать к новым ценникам. Все понимают, что после девальвации цена на топливо тоже должна вырасти, как на все товары, минимум на 20 процентов. Первым шаром стало увеличение цены на дизель в мае. Логично предположить, что следующим шагом станет новая цена на бензин. Сейчас все поставщики, НПЗ и посредники ждут этого.
– Учитывая, что мы находимся в Таможенном союзе, а цена на ГСМ в России выше, наши цены будут расти до уровня российских, – заметил Эдуард Эдоков.
Чтобы понять, как может произойти рост цен на бензин, вспомним, как была поднята цена на дизельное топливо. Об этом объявил 30 апреля заместитель председателя Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Асылбек Дуйсебаев:
– В агентстве утверждается новая формула, по которой будет рассчитана цена дизельного топлива, и с мая повышение цен ожидается на дизельное топливо – до какого уровня, я вам не могу сказать.
Новая цена за литр дизеля выросла до 115 тенге. Напомним также, что в апреле сменилось правительство: Серика АХМЕТОВА на посту Премьер-министра заменил Карим МАСИМОВ. Новый Премьер публичных обещаний сдерживать цены не давал, его задача – обеспечить рост экономики в новых условиях. И первым шагом на этом рынке стало повышение цены на дизельное топливо через изменение ее структуры.
Последствия такого шага никто, видимо, не просчитывал. Для села сделали скидку (фермерам солярка идет по 95 тенге), но ведь потребителей дизтоплива намного больше, и их значение для страны не меньше. Главными покупателями дизтоплива в Казахстане всегда были транспортные предприятия. Для такой страны, как наша, с огромными расстояниями, автомобильные перевозки всегда были важны. 84 процента всех грузов перевозится автотранспортом. Поэтому увеличение цены на топливо для транспортников повлечет рост стоимости перевозок, что скажется на общем росте цен на товары.
Пресс-служба Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) даже не удивилась, когда мы обратились с просьбой прояснить ситуацию, и выслала “Каравану” уже готовый текст письма, в котором обещала, что роста цен не будет:
"АРЕМ по согласованию с Министерством нефти и газа (МНГ) устанавливает цены на розничную реализацию нефтепродуктов согласно Правилам определения предельной цены. На основании Таблицы и сведений по мировой цене на нефть агентство по согласованию с МНГ и Министерством экономики и бюджетного планирования устанавливает предельные розничные цены. На сегодняшний день соответствующие данные по изменению цены на регулируемые ГСМ на июнь от МНГ не поступали".
Таким образом, в июне цена на ГСМ не изменится. Другое дело, что это вполне может произойти в июле или августе. И причина здесь не в дефиците топлива, а в изменениях, которые произошли в правительстве нашей страны.
Так, оптовая цена Аи-92 до девальвации была 88,92 тенге за литр, а 1 апреля она выросла уже до 96,11 тенге. Пока эта цена приемлема для розницы, но если повысить еще на 7–8 тенге, то заправкам снова будет невыгодно работать. И может повториться история, когда топливо окажется только у крупных сетей, мелкие будут выдавливаться. А это снова очереди, талоны, нервотрепка и недовольство. Что тогда сможет помешать ввести новую формулу определения цены на ГСМ?
О том, что цены могут вырасти в июле, в свое время косвенно сказал и министр нефти и газа Узакбай Карабалин. 27 марта он заверил, что цены на регулируемые государством виды ГСМ не будут повышаться до середины 2014 года. Но что будет потом?