До конца года к трем тысячам видео- и фотокамер, работающих в столице, будет добавлено еще 10 тысяч. Заказчиком выступает местный акимат. Но город не заплатит за систему ни копейки. Это самоокупаемый проект, который будет работать за счет штрафов.
Шесть тысяч камер будут установлены на 400 перекрестках и 300 линейных участках города. Четыре тысячи “зорких глаз” – в местах массового скопления людей: торгово-развлекательных центрах, театрах, спортивных аренах, музеях и других локациях. Уже действуют три тысячи камер общего наблюдения. Но работают они в тестовом режиме, сообщили “КАРАВАНУ” в ДВД города. Поэтому нарушения фиксируются, но извещения о штрафах никому не высылают.
Цель оправдывает средства
Места для установки были выбраны сотрудниками административной полиции и местной полицейской службы Астаны. Новые камеры легко отличить от прежних: они висят над перекрестками, как грозди винограда.
Поражает сумма инвестиций – 8,4 миллиарда тенге. Причем из бюджета города на новую систему не потрачено ни тиынки. За все заплатит консорциум из трех частных IT-компаний – “Коркем Телеком”, Open Technologies Group и The One Capital. Они установят “под ключ” всё: камеры, программное обеспечение, серверы хранения данных. После аудита система будет передана городу.
– Проект вводится по модели государственно-частного партнерства, – говорится в ответе ТОО “Коркем Телеком” для “КАРАВАНА”. – Это означает, что возврат инвестиций будет проходить с учетом штрафов, выплаченных нарушителями общественного порядка в бюджет города… в течение срока действия договора (до конца 2023 года). Конечно, мы не заинтересованы в росте штрафов, так как, создавая данный продукт, своей главной целью ставили достижение высокого уровня безопасности на улицах и в общественных местах города.
План по валу, вал по плану
Следовательно, так или иначе, акимат Астаны будет планировать штрафы в бюджете. На полицию накладывают задачу – активно привлекать водителей к ответственности. По сути, речь идет о палочной системе. Хочешь не хочешь, а столько нарушений оформи. А это уже будет противоречить и политике самого МВД РК, которое уже объявило об отмене палочной системы, и концепции законопроекта, который министерство национальной экономики обещало представить в парламент в этом сентябре. Как казахстанские акимы зарабатывают на штрафах с водителей
– В Бюджетном кодексе мы вводим прямой запрет на планирование штрафов, пени, взысканий и других санкций, то есть нет права – нет задания госоргану их взыскивать. Это очень здорово, – сказал вице-министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ в мае. Тогда же он сообщил (или оговорился?), что сегодня в бюджете заложен план по штрафам и пени на 50 миллиардов тенге в год. План сбора штрафов за нарушение ПДД – 10 миллиардов тенге.
Здесь идеология простая: штрафы – слишком рисковый приток денег. Он не может быть стабильным, так как зависит от поведения людей. Снижать риск неисполнения бюджетной статьи можно только одним способом: стимулировать простых людей нарушать правила и заставлять госслужащих, в том числе и полицейских, на которых тоже спускается конкретный план, ловить таких нарушителей.
Запуск проекта, который будет окупаться за счет штрафов, фактически похоронит это нормальное и человеческое предложение.
Акимат и консорциум утверждают: главной целью мы ставили достижение высокого уровня безопасности на улицах и в общественных местах. А для этого надо навести порядок на дороге, привести в норму все знаки и разметку, убрать “ловушки”. Тогда количество нарушений падает. Это и говорит о хорошей работе дорожных служб и полиции. Но такая работа акимату, а главное инвестору, будет поперек горла: штрафных денег в бюджет будет поступать меньше.
По информации “Коркем Телекома” за пару месяцев работы в тестовом режиме одна камера в среднем фиксировала 250 нарушений. Нехитрый подсчет показывает, что за год работы в таком темпе система зафиксировала бы 9 миллионов нарушений. Половина из них наверняка была бы “недорогими”, за которые “дают” 3–5 МРП: заезд за стоп-линию или превышение скорости на 5–10 километров в час. Другая половина – более “дорогие”, по 10–15 МРП. Тогда за год “выгода” проекта составляет 150 миллиардов тенге. Именно столько денег может получить бюджет города.
С такими объемами штрафы могут стать главным источником для казны столицы. В 2017 году уточненный бюджет Астаны – 828,9 миллиарда тенге. За весь прошлый год полиция выписала и получила штрафов на 2,8 миллиарда тенге. Доля среди всех доходов города очень маленькая – чуть больше 1 процента. А тут будет взрыв денежного потока.
Кто будет платить за чиновников?
Еще больше напрягает то, как здесь была применена нормальная бизнес-стратегия. Обычно когда рынок расширяют, то предоставляют новые услуги, создают сопутствующие товары, привлекают новых покупателей, выходят на соседние сегменты. И стимулируют лояльность уже довольных клиентов. Здесь примерно так же.
“Сергек” уже записывает самые “простые” нарушения: превышение скоростного режима, проезд по выделенной полосе для общественного транспорта и пересечение стоп-линий, сообщает сайт акимата. Потом функционал будет расширяться.
Видеозапись нарушения будет поступать в процессинговый центр для проверки инспектором-оператором. Затем ее проверит инспектор адмполиции. Такая аналитика расширит список нарушений ПДД, доступных для систем наблюдения. Ей вполне по силам увидеть нарушения правил стоянки, запрещенные маневры, создание аварийной ситуации. Это уже совсем ценные нарушения, со штрафом больше 15–20 МРП… Ветеран рассказал о хитростях казахстанских гаишников
– К сожалению, сама эта система заточена не на снижение аварийности, а на взыскание штрафов. При этом размер самих штрафов несоразмерен зарплатам казахстанцев, – считает правозащитник Сергей ЗЛОТНИКОВ. – Все разговоры, что их снизят, закончились пшиком. К сожалению, мне это напоминает работу советских вытрезвителей. У них был план, и они забирали нормальных людей. А тех, кто лежал в канавах, даже не трогали, так как с них взять было нечего. И еще один момент. Астана – город чиновников и служебных машин. Как они будут платить штрафы? Кто будет мониторить эти нарушения? Штрафы выписывают на владельцев автомобилей. То есть госорганы. Кто будет их платить?
Алматы