В конкурентной борьбе за пассажира все средства хороши. И впервые за 25 лет главы крупнейших железнодорожных компаний встретились в Астане на международном форуме чтобы обсудить существующие в пассажироперевозках проблемы и выработать совместную стратегию их решения, сообщает Caravan.kz со ссылкой на пресс-службу КТЖ
В СНГ чуть ли не каждые полгода проходят форумы, конференции и просто деловые встречи железнодорожников, на которых главы железнодорожных администраций обсуждают текущую ситуацию. И чаще всего разговоры идут о грузоперевозках. Оно и понятно, именно грузы – основная статья доходов железной дороги. И, тем не менее, пассажирские перевозки – не менее важное направление деятельности железнодорожников. За последние десятилетия во взаимоотношениях железнодорожников и пассажиров накопилось много проблемных вопросов, потому на первом международном пассажирском форуме в Астане был аншлаг. Приехали первые руководители жд-администраций не только стран СНГ, но и Балтики, а также ближнего зарубежья.
— Перед нами всеми остро стоит вопрос о новых точках роста и способах повышения привлекательности и конкурентоспособности нашего бизнеса. Широкое применение IT-технологий, мобильных приложений, диктуют новые возможности для исследования рынка и создания простых и эффективных приложений для потребителя, выработки персонифицированных предложений, — обратился ко всем собравшимся вице-президент по развитию АО «НК «Қазақстан темір жолы» Арман СУЛТАНОВ.
Казахстан такие возможности повышения комфорта пассажиров ищет и активно использует достаточно давно. В стране Сегодня национальный перевозчик обслуживает 120 маршрутов и ежегодно перевозит более 20 миллионов пассажиров. С тех пор, как в 2011 годы был запущен завод «Тұлпар–Тальго», по многим направлениям курсируют скоростные поезда казахстанского производства. Сокращая время в пути и улучшая сервис, Казахстану удалось сохранить основных своих пассажиров. Но от общей проблемы полностью отгородиться нам все-таки не удалось.
— В последние 10 лет наблюдается существенное сокращение, как международных пассажирских поездов, так и пассажиров. Так, в 2006 – 2007 годы было 280 пар международных поездов, в 2016 – 2017 – 124, а на следующий год запланировано дальнейшее сокращение до 111 пар поездов. По количеству пассажиров похожая статистика: пять лет назад было 61,6 миллионов, последняя цифра – чуть более 19 миллионов, — рассказал о нейпредседатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран-участниц Содружества Петр КУЧЕРЕНКО.
Основной причиной кризиса Петр Кучеренко назвал налоговую политику стран СНГ: во многих государствах воздушные перевозчики освобождены от уплаты НДС, в то время как наземные вынуждены платить этот налог. Также авиакомпании имеют серьезные преференции при закупе топлива. Все это вкупе по некоторым направлениям тарифы на самолет и поезда делают практически одинаковыми.
Вместе с тем, существуют такие населенные пункты, для которых авиасообщение просто-напросто недоступно. И поезд остается единственной возможностью увидеть родных, живущих в соседней стране.
— Мы в мае разослали письма-обращения к руководителям правительств стран СНГ с просьбой снизить ставку НДС для поездов соседних государств до нуля. Это позволит в среднем снизить стоимость билета на 40%, — говорит Петр Кучеренко.
Пока другие страны еще думают над ответом, казахстанский Кабмин пообещал урегулировать этот вопрос в рамках редактуры Налогового кодекса, которая предстоит уже этой осенью.
Но, как подчеркивает Петр Кучеренко, чтобы билеты на поезда подешевели, «да» сказать должны как минимум 5 крупнейших стран СНГ. На все это может уйти много времени, поэтому железнодорожники ищут другие способы повышения привлекательности наземных пассажирских перевозок.
— Для того, чтобы нашим пассажирам было удобно и комфортно, мы проводим очень комплексную работу. В первую очередь речь идет о том, чтобы повысить профессионализм кассиров, проводников и других сотрудников. Также мы одними из первых в СНГ внедрили технологию электронного билетирования. Сегодня свыше 70% билетов оформляется в электронном формате и дальше этот объем будет увеличиваться. Мы уже начали продавать билеты через международную систему Амадеус. В ближайщее время будет внедрена новая услуга для наших клиентов – это единый ж/д и авиабилет на базе Амадеус.То есть система сама будет подсказывать пассажиру оптимальный маршрут из точки «А» в точку «Б»: где проще и удобнее ехать на поезде – будет предлагать поезд с пересадкой на самолет. И наоборот. Это очень удобно, — рассказал о том, что делается в Казахстане исполнительный директор АО «Пассажирские перевозки» Асылхан КАЛДЫКОЗОВ.
А директор по пассажирским перевозкам ОАО «Российские железные дороги» Дмитрий ПЕГОВ рассказал о российско-финском опыте упрощения процедуры перехода через границу. Сейчас некоторые поезда в СНГ вынуждены по 5 – 8 часов простаивать на границе, пока пограничники и таможенники не проверят всех пассажиров. Финны и россияне создали совместную компанию, которая в течение нескольких лет обрабатывала возможность прохождения пограничного и таможенного контроля в пути следования.
— Тут важно понимать, что у проверяющих служб есть свои требования – это и качественная связь, и надежные замки на дверях, и другие требования. Конечно, есть очень много вопросов и транспортной безопасности, и осмотра подвижного состава и так далее. Но нахождение компромисса все же возможно, — уверен он.
Для того, чтобы найти такой компромисс на российско-финнской границе потребовалось 2,5 года. Но сейчас проект успешно работает и время в пути для пассажиров сократилось весьма существенно. И полученный опыт может быть адаптирован другими странами СНГ.