Точное количество прошедших “культурную профилактику” через спектакль Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького “Манкурт. Вечный раб” не известно, но одно можно сказать точно: “привитая” таким способом аудитория вирусом терроризма точно не заразится.
Премьера мистерии, поставленной Барзу АБДУРАЗЗАКОВЫМ, состоялась в феврале этого года. Работа известного таджикского режиссера и актеров столичного театра – еще одна попытка заглянуть в корень зла, чтобы не допустить его дальнейшего распространения.
Заведующая литературной частью Театра им. Горького Наиля ГАЛЕЕВА отмечает: поставленный в рамках госпрограммы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом спектакль представлен двумя частями. Первая – некий фарс, буффонада из “Осадного положения” Альбера Камю, “Короля Лира” Шекспира, “Вальпургиевой ночи” Венедикта Ерофеева и “Дракона” Евгения Шварца.
Вторая часть – разговор со зрителем через историю о манкурте, описанную Чингизом Айтматовым в “Буранном полустанке”.
– Зритель принял мистерию хорошо, хотя не все поняли исходный посыл. Многие по окончании спектакля обещали, что вернутся в театр на постановку еще раз – уже после прочтения всех произведений, на основе которых поставлен спектакль. А ваши коллеги-журналисты отмечали, что “Манкурт. Вечный раб” стоит всех лекций о терроризме и что после него нужно устраивать обсуждение с молодежью, – говорит Наиля Галеева.
Каким образом связан манкуртизм и терроризм? Как подчеркивал сам режиссер, для него терроризм – это не вскрики “Аллах акбар”, пулеметы, терроризм начинается с забвения своих корней, родителей.
Именно лишенный исторической и духовной памяти человек становится способным на преступления.
– Если ты помнишь себя и свои корни, ты никогда не станешь террористом – таков главный посыл постановки, – говорит Наиля Галеева.
Отметим, что собранные в единую драму сюжеты известных произведений создали гармоничную картину на сцене, где тесно переплелись актуальные в наши дни проблемы власти и беззакония, бюрократии с нечеловеческим лицом, нравственного выбора.
Герои мистерии сначала не придают значения пророчеству юродивого о приближении апокалипсиса, после перед зрителем разыгрываются столь знакомые сцены общения бюрократа с простым гражданином.
– Вы не можете существовать без справки о существовании. Выдается она на определенный срок, но для начала вы должны взять справку о здоровье в бюро волокиты. А эту справку невозможно взять без первой справки, – грозят в первой части мистерии.
Люди вязнут в бюрократии, не понимая происходящего. Но чем меньше граждане будут понимать, тем лучше они будут подчиняться – об этом знает новый правитель, установивший свои порядки в государстве.
– Инфляция передается воздушно-капельным путем. А посему всем следует полоскать рот уксусным раствором, – повелевает правитель. – Берегитесь бредовых мыслишек, порочных идей… Я принес вам порядок, свободу и абсолютную справедливость. Благодарности не требуется, но требуется активное сотрудничество со мной.
…После буффонады публика переносится в историю манкурта и его матери. Мухтар Шаханов: Манкурт – это тот, кто утратил свои корни
– Манкурт единственный не помышлял о бунте, и не было необходимости стеречь и уже тем более подозревать его в тайных замыслах, – говорит голос за сценой.
Далее разворачивается трагичный финал жизни человека, не помнящего родства своего.
Спектакль “Манкурт. Вечный раб” завершил насыщенный 116-й театральный сезон Театра им. Горького, в котором актеры сыграли в шести премьерах. Откроется новый сезон 26 октября постановкой “Евгений Онегин”, созданной при содействии Союза театральных деятелей России.