В последнее время казахстанские певцы и музыканты стали все чаще появляться в качестве актеров в фильмах отечественного производства: солистка группы "КешYou" Акбота Сейтмагамбет снялась в фильме «Гламур для дур», Торегали Тореали в — «Бизнес по-казахски», бойз-бенд Ninety One – в одноименном фильме, а Кайрат Нуртас и вовсе в нескольких, последний из них — «Когда ангелы спят».
Почему так происходит в интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил отечественный кинокритик Олег Борецкий.
— С чем связано такое желание звезд казахстанской эстрады «засветиться» в кинематографе?
— Я ничего плохого в этом не вижу. Если говорить о кино как о самой массовой форме культуры, особенно для нашего общества, то я думаю, что поклонники той или иной группы или того или иного исполнителя, которые не могут по каким-либо причинам попасть на концерт, то через кино они могут приобщиться к этому. Безусловно, это возможность продвижения также, как это делается во всем мире и не только в России. Чем больше различных направлений, например, выход фильма, гаджета, комиксов и так далее – это самая разнородная продукция, которая создает некую культурную экспансию.
Я думаю, что в российском кино и отчасти в нашем мы многие вещи повторяем с опозданием. Вспомните, когда Алексей Учитель снимал фильм «Рок», в котором снялись участники групп: «ДДТ», "Алиса", «Кино». А Виктор Цой в «Игле»? Также как Владимир Хотиненко снимал рок-группу Nautilus Pompilius в фильме «Зеркало для героя», тот же фильм «Брат» и «Брат 2» и так далее. Привлекать музыкальных исполнителей в кино – это делает отчасти режиссер. Одно дело, фильмы, которые я называл. Режиссер, учитывая популярность, молодежность, стилистику времени, интегрирует в свой фильм, потому что «Наутилус» исполняет вторичный эпизод в фильме Хотинеко, в отличие от фильма «Рок», где Учитель снял фильм о культовых фигурах – это выбор режиссера. Наши музыканты сами себя пиарят и все делают сами – такова природа шоу-бизнеса.
— Получается, для кинопроката наличие популярной звезды гарантирует успех картины?
— Безусловно. Поклонники Кайрата Нуртаса однозначно пойдут на этот фильм. Понимаете, кино как массовый прокат, причем мы сейчас не говорим об авторском кино, мы говорим о коммерческом кино, в котором всегда надо просчитывать, на что зритель пойдет, что будет окупаться, какой будет кассовый сбор. На этом все и построено, так и будет. Вспомните тот период, когда в российское кино пришли КВН-щики – это определенный юмор, где-то скетчи, это внятная история, рассказанная на протяжении фильма. Будет это развиваться или нет, пока сложно сказать, но это тот юмор, который благодаря кино обрел новые формы. Поэтому, если это без всяких предубеждений оценивать, например, как казахстанский бойз-бенд Ninety One, интерес к этому коллективу был подогрет какими-то скандальными вещами, критикой этой группы, что, мол, это немножко не наше, ни для этой культуры и так далее. Если люди когда-то слышали, что группа, к примеру, гонимая – это же добавляет им популярность и публика теперь увидит их в кино, в этом смысле –это расширение их известности.
А сами музыканты должны подходить в этом новом для себя жанре творчески, а не просто как очередной нише зарабатывания денег. Как в свое время Богдан Титомир сказал: «Пипл хавает». У нас многие в шоу-бизнесе исходят из этой установки, раз «пипл хавает», все равно, что ему давать. А если смотреть с другой точки зрения, почему мне нравится тот же Нуртас Адамбай в фильме «Тараз», то это происходит потому, что эта картина где-то сломала стереотипы, что Нуртас Адамбай снимает только в комедийном жанре. А это хорошая криминальная драма и это возможность для человека попробовать себя в этом жанре. Я только порадуюсь, если музыканты, не просто эпизодом каким-то пройдут, а если они, действительно, смогут доказать, что у них есть актерские способности, харизма, кураж — и это будет интересная история, и все это будут судить по «гамбургскому счету», и вот тогда это нужно будет посмотреть, но сама попытка — почему бы инет.
— А не означает ли это, что у нас в республике уже снимать из актерской среды некого?
— Да нет, я не думаю, что это так. У нас же есть разные независимые студии и, слава Богу, у нас не все зациклено на «Казахфильме». И из этих 14 кинокартин, которые будут отобраны на премию «Тулпар» в этом году – они разноплановые, это качественные и профессиональные картины. Нельзя сказать, что актерский состав исчерпал себя. Да, у нас есть проблемы с актерской школой, режиссурой, в продюсировании провал, это все очевидно, это наши внутренние проблемы. Понимаете, пока кино существует не только за счет профессиональных актеров, а непрофессионалов, которые не имеют отношения к этому виду искусства, некоторые режиссеры будут на это ориентированы. У каждого режиссера свой почерк, своя манера.
С другой стороны, можно говорить, что только время покажет, что эти музыканты и поп-исполнители действительно смогут сделать это на высоком уровне, что спустя, к примеру, 5 лет, эти картины останутся в истории нашего кино или это будут фильмы-однодневки.