Так кудалар, апашки и аташки стали инвесторами. Именно благодаря развитию семейного бизнеса Казахстан сможет сделать прорыв в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран, считают эксперты и объясняют почему.
Ежегодно Всемирный экономический форум составляет рейтинг глобальной конкурентоспособности стран. В 2016 году Казахстан занял 53-е место, уступив партнерам из СНГ – России и Азербайджану. А годом ранее мы показали свой лучший результат, взобравшись на 42-е место. Одной из самых сильных наших сторон в покорении подобных мировых рейтингов может стать ниша развития бизнеса. А если быть точнее – семейного бизнеса. Ведь где как не в Казахстане сильны семейные традиции. О том, как сделать рывок и превратить членов семьи в партнеров, нам рассказала председатель ассоциации семейного бизнеса Казахстана Яна ИСАКОВА.
– Семейное предпринимательство – это один из самых успешных инструментов развития экономики. Польша – страна, которая поднялась именно на семейных компаниях. Арабские Эмираты, там семейные компании не просто тренд, это престижно. Возьмем США: каждая пятая семья имеет свой бизнес. Есть такая статистика. Но, к сожалению, Казахстан никогда не участвовал в подобных исследованиях и не проводил их внутри страны. Потенциал развития семейного бизнеса у нас огромный. Из опыта нашей работы могу сказать, что все, что касается семейных традиций, ценностей, для казахстанцев крайне важно, – говорит эксперт.
Были родственники, стали инвесторы
Опросы, которые проводились в Казахстане палатой предпринимателей, показали, что чаще всего граждане берут деньги на бизнес вовсе не в банках, а у родственников. По сути это самые надежные инвесторы…
– Если проанализируем ситуацию, как зарождаются компании, и проследим за этапом, откуда берутся деньги на развитие, мы увидим, что стандартная мировая модель трех “f”: family, friends, fool, в Казахстане в большей степени основана на первом – на семье. Эти люди тебя знают, они тебе доверяют. У каждого, кто дает взаймы такому родственнику, есть мысль: сейчас он организует дело, вдруг оно пойдет, и я получу возможность сменить работу или на крайний случай буду брать у него взаймы, – говорит Яна Исакова. – Когда мы на бизнес-тренингах спрашиваем аудиторию, хотели бы они иметь семейное дело, которое бы росло из поколения в поколение, 99 процентов поднимают руки “за”. По сути, это мечта.
– А если кто-то в семье не захочет продолжать традицию? Конец всему?
– Я думаю, что казахстанцам это меньше всего свойственно. Но есть выход и из таких ситуаций. У японцев есть весьма радикальная традиция, название которой буквально переводится “синдром сына идиота”. Суть ее в том, что, когда кровный родственник не хочет продолжать семейный бизнес, глава компании усыновляет управляющих директоров, дает им свою фамилию, включает в список наследников лишь с одним условием – чтобы они продолжали семейный бизнес. То есть для японца легче сделать харакири, чем закрыть семейное дело.
– Семейный бизнес предполагает работу нескольких поколений, у нас же люди любят получать прибыль сиюминутно, как с этим быть?..
– Мы хотим, чтобы в Казахстане начался бум семейного бизнеса и люди поняли все плюсы. Нам всего 25 лет, конечно, смешно сравнивать со странами, где десятки поколений предпринимателей. Мы только учимся и нарабатываем традиции.
Вы правы, особенностью нашего бизнеса является позиция: делай деньги здесь и сейчас. О будущем мало кто думает.
Но семейные компании думают на поколение вперед. Они могут упустить сиюминутную выгоду, чтобы получить перспективы в будущем. Если я понимаю, что мой бизнес достанется моим детям, я очень аккуратно отношусь к партнерам, избегаю сомнительных сделок. Но и у потребителей в ответ больше доверия к такому бизнесу.
Все, что касается династийности и успеха в семейном деле, всегда вызывает доверие. У нас есть примеры, когда смена названия даже на визитке давала огромный успех. Вместо какого-то ТОО с мудреным названием руководитель писал: “Семейная компания”, к примеру, Аскарбековых. И к ним доверия больше! Или еще один яркий пример. Одна наша предпринимательница, которая приходила к нам на тренинги по семейному бизнесу, прислала сообщение. Раньше на ее визитке было написано, что компания занимается продажей золота. После она написала: “Семейная компания N. Мы не продаем золотые изделия, мы продаем семейные ценности…”. И, вы знаете, ее продажи резко увеличились.
В Казахстане нужно учить людей делать семейный бизнес, ведь это наша национальная особенность.
Просто нужно помогать людям, разъяснять. В регионах, в сельской местности порой на одной улице живут столько родственников, так и хочется им сказать: ребята, собирайтесь, помните, были кооперативы, складывайтесь, покупайте технику и работайте вместе.
Хочешь потерять брата, стань его партнером по бизнесу…
На самом деле у нас работать с родственниками – это не исключение, а скорее даже правило. Сколько сложено шуток про “бизнес по-казахски”, когда приходится принимать на работу всех членов семьи. Но как в данном случае сделать так, чтобы в угоду родственным связям не пострадало качество работы?
– Есть такое, что, если кто-то в семье пробивается, он “подтягивает” всех остальных. Будь то позиция чиновника или успешный бизнес. Казалось бы, вот основа. Но есть моменты, которые резко отличают наш семейный бизнес от европейского, например, – продолжает Яна Исакова. – Мы не умеем говорить “нет” своим близким, и мы не документируем наши деловые отношения. И бизнесмены часто жалуются. Поэтому многие предпочитают брать на работу не своих, а просто наемных работников. Отказать можно всем. Порой это необходимо.
Вы родственники, когда сидите за дастарханом, но, как только к вам устраиваются на работу, вы уже – сотрудники. И разговоры типа “мы же братья, как ты можешь?” необходимо оставить. С родственниками нужно подписывать трудовой договор. Это обыденность.
Ничего ужасного в этом нет. Почему, если молодой предприниматель приходит к дяде и занимает у него деньги на бизнес, им не подписать инвестиционный договор? Это приятно и дяде, и племяннику.
Семья – это огромный ресурс. Вы знаете, уже много десятилетий в Гарварде преподается курс по семейному бизнесу. Суть такова: “где ты родился, там и пригодился”. Нужно просто осмотреться, взглянуть на своих родственников по-новому, и можно увидеть огромный потенциал.
Что делают рекрутинговые компании, когда подбирают персонал? Они пытаются понять: будет этот конкретный человек работать или нет. Они разрабатывают методики, проводят собеседования.
А в семейном бизнесе все намного проще, работодатель уже знает, кто способен трудиться, а кто балду любит повалять, кто хороший креативщик, кто умеет продавать, кто следит за порядком и учетом. Плюс сразу известны материальные ресурсы, у кого-то есть здание, у кого-то скопленные деньги, кому-то легко дадут кредит. Можно сколотить классную компанию.
Да и сама бизнес идея может родиться в кругу семьи. Например, среди родственников много медиков, почему бы не открыть частную клинику? Или апашка шьет корпешки, почему бы не сделать это брендом? У нас есть семья из Костаная, в которой почти 300 лет передается по наследству огромный казан, так они решили открыть кафе, и центром его стала эта семейная реликвия.
Есть знаменитая в мире семейная компания Wal-Mart, там работают 300 членов семьи Уолтон. И все они являются акционерами, каждый имеет свой процент от прибыли.
У нас есть стереотип, что лучше никогда не делать бизнес с родственниками, а еще говорят так: “хочешь потерять друга или брата – займись с ним бизнесом”. Но этот странный стереотип популярен только на постсоветском пространстве.
Почему такой страх? Мы не умеем договариваться заранее. Не озвучиваем все условия. Люди ссорятся, потому что у них возникают неоправданные ожидания. Нам нужно уважать интересы партнера и уметь принимать его точку зрения. Нужно понимать, что лучший путь – это когда побеждают двое. У нас же очень популярны агрессивные формы сотрудничества, считается круто, если ты у кого-то что-то отжал, продавил свой интерес. Но это слишком маленькая победа. После нее никто с тобой уже не захочет иметь дел. И с родственниками мы порой поступаем так же.
Договор дороже денег
В Казахстане есть примеры семейных компаний, которые передают дело уже третьему поколению.
– Мы настоятельно советуем, если вы решили открыть бизнес с членами семьи, подпишите партнерские договора. Либо учредительный договор, в котором каждый пропишет свои ожидания. Именно на этой стадии вы поймете, готовы ли вы работать командой, – говорит Яна Исакова. – У меня недавно была такая показательная история. Из Астаны позвонила предпринимательница, сказала, что собирается открыть с тетей образовательный центр и для этого планирует заключить партнерский договор. Пошли серьезные финансовые вложения, и интуиция подсказала этой предпринимательнице сделать такой шаг. Мы обычно помогаем составлять подобные документы. Но вдруг начались проблемы. Тетя начала говорить: “Ты что, не доверяешь мне, мы же родственники!”. В результате партнерство так и не состоялось, тетя отказалась подписывать что-либо, а предпринимательница поняла, что каши там не сваришь.
Если в семье нет доверия и идут конфликты, конечно, бизнес начинать нельзя.
На днях позвонила семья фермеров из Акмолинской области. Четыре брата решили подписать договор. И они это сделали. В этом году мы получили 86 запросов на составление партнерского договора (для сравнения: в прошлом году их было всего 11). Люди приходят к пониманию, что это необходимо. И относятся к бизнесу профессионально. Что очень радует.
Алматы