В Казахстане намерены ужесточить ответственность в религиозной сфере.
Открыть лица!
На этой неделе в министерстве по делам религий и гражданского общества РК обсуждался проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений”.
Документ предписывает получение казахстанцами религиозного образования в зарубежных государствах только после получения соответствующего высшего образования в РК (исключение – отсутствие у зарегистрированных религиозных объединений образовательных организаций в стране).
Также законопроект запрещает заключение или расторжение брака по религиозным обрядам без предоставления соответствующего свидетельства, выданного регистрирующим органом. А еще вводит табу на ношение в общественных местах предметов одежды деструктивных идеологических течений и одежды, препятствующей распознаванию лица. Штраф за нарушение требования – 100 МРП.
Как ранее уточнил вице-министр ведомства Берик АРЫН, речь идет о запрете никабов, чадры, паранджи и т. д. Запрета на ношение платков и хиджабов нет. Ограничения не будут касаться священнослужителей любой конфессии, иностранных граждан, а также тех, кто по служебной необходимости должен носить маски и другие такие аксессуары. А вот каким образом и кем будет определяться одежда деструктивных идеологических течений, не сообщалось. Запрет на ношение паранджи в Казахстане вызовет крайне негативную реакцию на Востоке — эксперт
Араб болма – қазақ бол
Член совета по связям с религиозными объединениями при правительстве РК, руководитель РОО “Контртеррористический комитет” Аманжол УРАЗБАЕВ подчеркивает своевременность появления законопроекта по вопросам религиозной деятельности, который предусматривает внесение 53 изменений и дополнений в 4 кодекса и 13 законов.
– У нас идет сильный крен: граждане пренебрегают нашими законами, салафиты, свидетели Иеговы отрицают госсимволы, они не встают во время исполнения национального гимна. Живя в светском государстве, они обязаны подчиняться его законам.
В ходе обсуждения документа наибольшее внимание привлек вводимый в закон о религиозной деятельности понятийный аппарат. Нужно более тщательно проработать термин “деструктивные идеологические течения” и другие, чтобы в последующем избежать их двоякого толкования, – акцентирует эксперт.
Аманжол Уразбаев отмечает: документ усиливает роль органов национальной безопасности, вводит оценку эффективности деятельности центральных и местных исполнительных госорганов в религиозной сфере. А пожертвования должны подлежать строгому подсчету и отчетности.
– Наибольший общественный резонанс может вызвать запрет на ношение религиозной одежды в общественных местах. Я целиком поддерживаю это предложение, как говорится: араб болма – қазақ бол.
Религиозная одежда, которую нам пытаются навязать как одежду истинного мусульманина, соответствует быту Аравии.
В Казахстане голову покрывали, но в рамках традиций казахов это несет совершенно иную смысловую нагрузку, нежели у арабов. Законопроект должен внести ясность и по вопросу ношения мусульманской одежды в школах, – говорит собеседник.
Развод и девичья фамилия
Профессор ЕНУ, религиовед Асылбек ИЗБАИРОВ также отмечает абстрактность понятийного аппарата в новом законопроекте.
– В документе не уточняется термин “деструктивные идеологические течения”, и завтра к их приверженцам могут быть причислены самые разные люди. Нужно также четко определить, что такое внешняя атрибутика деструктивных течений. Что касается предлагаемых изменений в части брачно-семейных отношений, то в контексте защиты прав детей и женщин я полностью поддерживаю предлагаемую статью законопроекта.
Среди представителей деструктивных течений сейчас стало модно брать вторую, третью, четвертую жену (по статистике минюста, за последние 10 лет в стране зафиксировано более 30 тысяч браков, заключенных по религиозным обрядам), а после делать разводы произнесением слова “талақ”.
Государство попыталось защитить права женщин и детей, оставшихся после этого без помощи, в том числе материальной, – говорит религиовед. Сказал “талак”– и кончен брак
Чиновники предлагают наказывать и родителей, отказавшихся от вакцинации детей, штрафом в 10 МРП. В прошлом году зарегистрировано 9 685 отказов от профилактических прививок, в том числе и по религиозным причинам. При этом, по словам религиоведа Избаирова, в самих священных писаниях нет запрета на вакцину.
Не топором, а скальпелем
Тем временем политолог, директор Группы оценки рисков Досым САТПАЕВ напоминает: установку на усиление борьбы с внешней формой приверженности той или иной религии весной дал Президент на встрече с духовенством страны.
– Жесткий механизм контроля за религиозной жизнью, в том числе с точки зрения внешней атрибутики, применяется в Таджикистане, где многих граждан ловили на улице и заставляли брить бороды. Аналогично – в Узбекистане. Так что в этом плане Казахстан не является пионером. Но, как показывает практика, такие формы внешней борьбы с потенциальным экстремизмом неэффективны: часть радикалов может переодеться, мимикрировать. Теракты в мире совершали люди, ничем не выделявшиеся из толпы, не одетые в короткие штаны и без бород, – констатирует эксперт.
Самая сложная задача – побороть радикализм в головах, сердцах, это требует гораздо более сложной работы длительное время, системного подхода со стороны всех госструктур и общества. А за это никто отвечать не хочет, потому что здесь нет четких критериев индикаторов отчетности, говорит Сатпаев.
– Все эти законопроекты (в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. – Прим. авт.) хороши для силовиков, но насколько они будут хороши для общества с точки зрения повышения безопасности и снижения радикализма на разных уровнях?.. Принятие законопроектов в Казахстане не осуществляется на основе риск-менеджмента, не дается дальнейшая оценка возможных последствий принятия документов. Мы видим попытку заниматься вершками, а не корешками. Самое страшное – это фанатизм
Чиновникам нужно понимать, что религия – это не индустриально-инновационная программа, это очень деликатная, интимная сфера, где нужно работать не топором, а скальпелем, – заключил Досым Сатпаев.
АСТАНА