Как носили?
Сегодня многих иностранных звезд одаривают чапанами, как правило, раньше их дарили при дипломатических встречах, на свадьбах и поминках. Причем чапан всегда был приложением к более дорогому подарку, скакуну, например. Уже и ткани другие, и орнаменты не те. Единственное, что осталось неизменным, – преподношение чапана, признак уважения.
Практически у всех народов Азии есть верхняя одежда, похожая на казахский чапан в той или иной модификации, и традиции, связанные с ее ношением. Шапан (чапан, халат) входил в комплект как мужской, так и женской традиционной одежды казахов, причем крой был совершенно одинаковым. Известный испанский певец последовал примеру Николаса Кейджа и облачился в чапан
Мы прошлись по Центральному музею в Алматы и посмотрели на чапаны вековой и более давности. И… они не похожи на те, которые сегодня торжественно вручают заезжим звездам.
– Чапаны были повседневными и праздничными. Выходные чапаны богато оформляли, орнаментировали. Зачастую применялся растительный орнамент, – говорит старший научный сотрудник центра антропологии и этнологии Центрального государственного музея РК Жалаледин ШАЙКЕН. – Например, розетку – орнамент в виде круга из цветочных лепестков, вышивали на спинной части чапана и у мужчин, и у женщин. Современные изготовители берут орнаменты из войлочных изделий и наносят их на чапаны, там идет специальный орнамент для аппликаций (сырмак), раньше так никогда не делали. Это упрощение, это еще мягко сказано, в общем-то сейчас идет сплошь регрессия, непонимание тех или иных вещей.
На повседневных чапанах орнаменты не были приняты, они были простыми, стегаными. Причем, заметьте, рукава всегда были очень длинными, чтобы в зимнее время не обморозить руки. Конец рукава мог доставать до колена, а при работе их закатывали. На повседневку поверх чапана носили кушак – тряпичный пояс, было удобно.
А на праздники – добротные пояса из серебра. Если концы заправить за пояс, то чапан становился короткий, удобно было сидеть в седле, и тело было в тепле. Материал для повседневной носки использовался грубый. Раньше такого разнообразия тканей не было, их в основном поставлял Китай. Там выращивали лен, коноплю, из них производили ткани для верхней одежды. Женщины с нетерпением ждали купцов, чтобы сделать заказ.
Дизайнеры степи
Представьте, вы приходите на свадьбу, а там гостья в таком же платье, как у вас… конфуз. Женщины меня поймут, такой риск всегда присутствует, а вот встретить на каком-нибудь празднике людей в двух одинаковых чапанах в то время было практически невозможно. Чапаны, говоря нынешним языком, были дизайнерские, шились по индивидуальному заказу. Если женщина мастерица на все руки, значит, она шила и вышивала сама. То есть никакого массового пошива, конечно же, не было. Уже ближе к нашему времени производством чапанов и другой национальной одежды занималась алматинская фабрика “Тускииз”.
– Дарение, подношение чапана – это образное выражение. Например, я должен сватам преподнести подарок, если я состоятельный, то и коня дарю, и шубу, и сбрую – это называется “ат мiнгiзiп чапан жабу”. Любое преподношение сопровождалось какой-нибудь верхней одеждой – чапаном или камзолом, – продолжает Жалаледин Шайкен. – Есть еще понятие “шеге чапан” (шеге – это гвоздь).
Когда посылали сватов – кого-то из ближайших родственников, передавали “шеге чапан”. После того как обо всем договорились, уходя, посланник вешал этот чапан на гвоздь. То есть чапан – и как подарок, и как печать на договоре, признак того, что соглашение достигнуто.
Чапан также дарили на поминках, на дипломатических встречах. Например, султан при посещении российского царского двора вез подарки, в числе которых на первом месте обязательно был богато расшитый, подбитый мехом чапан. Дарение чапана – признак почитания, уважения и дипломатического соглашения. Сегодня понимание принципа преподношения подарков воспринимается в прямом смысле. Казахи говорят “чапан жабу” (накинуть чапан), имеется в виду, что сделать какой-то подарок: это может быть и чапан, и ремень с серебряной накладкой, и сапоги и так далее.
Ханский подарок
Чапан мог себе позволить каждый. У богатых людей могло быть их несчитанное количество. Хороший чапан мог стоить одного коня. При этом по декорированию чапана можно было узнать о социальном статусе человека. Например, ханы и султаны носили чапаны, украшенные позументами – золотой тесьмой.
– Даже бывали случаи, когда акын в своем произведении мог подтрунить над султаном, покритиковать его, тот не должен был обижаться. Султан мог снять со своих плеч дорогой чапан и подарить акыну, но ни в коем случае – не головной убор. В таких чапанах акыны потом могли щеголять перед народом, другим не было в этом надобности.
Упомянутый головной убор – это ханская шапка мурак, атрибут ханской одежды.
– Дарить головной убор было нельзя, а сейчас буквально каждому второму дарят чапан с этим головным убором. А это одежда ханов и султанов. Головной убор показывает ранг личности, социальный статус. Даже бии не имели права их носить – они надевали борики. Эту чапанизацию надо прекратить.
Зимние чапаны были с подкладкой из шерсти, чаще верблюжьей, и оторачивались мехом. Если снаружи изделия использовалась выделанная кожа, а не ткань, то это уже был не чапан, а шуба (ишик). По словам Жалаледина Шайкена, традиция носить чапаны стала изживать себя во времена советской власти, если быть точнее, в период политики по поднятию целины. Если хотите узнать, как выглядят настоящие казахские чапаны, сшитые согласно традициям, – добро пожаловать в Центральный музей.
АЛМАТЫ