Клиентка Казкома обвиняет банк в незаконном присвоении 461 тысячи тенге - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Клиентка Казкома обвиняет банк в незаконном присвоении 461 тысячи тенге

Клиентка Казкома обвиняет банк в незаконном присвоении 461 тысячи тенге

Такая нажива стала возможна благодаря включению в договор ипотеки дополнительной оплаты – комиссии за ведение ссудного счета (КВСС), которую Нацбанк запретил еще в 2012-м. Казком признал эту ошибку... частично. Но возвращать деньги не спешит.

  • 14 Августа 2017
  • 15348
Фото - Caravan.kz

Эта история будет полезна всем банковским заемщикам – возможно, и вы платите лишние деньги банку много лет?

Начальный расклад

Лучше всего события пересказать словами заемщицы, Александры А., которая за свою наивность и доверие банку заплатила почти полмиллиона тенге.

В сентябре 2010 года я решила взять квартиру в ипотеку. С Казкоммерцбанком был заключен кредитный договор на сумму 9 миллионов 484 тысячи тенге на 10 лет под 14,9 процента годовых. В графике погашения платежей красовалась интересная графа с аббревиатурой КВСС (комиссия за ведение ссудного счета), которую по договору банк определил мне в размере 0,06 процента от суммы кредита (5 690 тенге ежемесячно).

В какой-то момент КВСС превратилась в КОК – комиссию по обслуживанию кредита. Ставка и сумма не изменились, но никаких допсоглашений с банком на сей счет я не подписывала.

КВСС незаконна – Нацбанк

В 2017 году я узнаю, что еще 9 февраля 2012 года Нацбанк известил коммерческие банки, что взимание комиссий за ведение ссудного счета незаконно. Цитата:

"…Банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, вправе взимать и устанавливать комиссии и тарифы за оказание банковских услуг, к которым относятся операции по открытию и ведению лишь банковских счетов, к которым не относится ссудный счет, – говорится в том самом письме Нацбанка, № 667/206/740 от 9 февраля 2012 года. – На основании вышеизложенного банкам второго уровня и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, необходимо прекратить практику взимания комиссий за ведение ссудного счета и принять меры по возврату заемщикам ранее неправомерно удержанных комиссий за ведение ссудного счета по действующим договорам банковского займа".

Отмечу еще раз – февраль 2012 года. В письме говорится о возврате даже ранее неправомерно удержанных комиссий. Все логично, ведь Закон о банках и банковской деятельности был принят еще в 2009 году!

16 июня отправляю в Казком с копией для Нацбанка письмо с требованием отменить комиссию по обслуживанию кредита, в которую как-то нечаянно превратилась моя КВСС. Вторым требованием выставляю возврат всех денег, которые я заплатила в качестве этой комиссии с сентября 2010 года. Это ни много ни мало – 461 тысяча тенге.

В тот же день вечером мне звонят из Нацбанка и говорят, что нарушение со стороны Казкома налицо. Будет разбирательство.

Пожалейте банк!

Через день мне звонят уже из кредитного управления Казкома с просьбой о встрече. Беседа продолжалась почти час – жаль, я тогда не включила диктофон и не записала просьбы работников банка отозвать жалобу, чтобы “бедный Казком” не был оштрафован. Наличие в моем договоре комиссии мне объяснили сбоем в программе. Мне в устной форме было обещано, что мои требования будут удовлетворены в полном объеме в течение двух недель.

Растроганная такой скоростью развития событий в свою пользу, я отзываю заявление из Нацбанка и даже прошу регулятора не наказывать банкиров никакими штрафами.

Никакой комиссии банк не вернул мне до сих пор. Ответов на два своих заявления в банк я ждала больше месяца. И только после того, как 1 августа я написала новое заявление с просьбой принять меры в отношении Казкома как за многолетнее нарушение требований Нацбанка, так и за игнорирование обращений заемщика, в течение 45 минут мне не только позвонил мой кредитный менеджер, но еще и письма на почту прилетели. Правда, без какой-то конкретики, а лишь с указанием, что для тщательного изучения моего заявления требуется аж 45 дней!

Мы не правы, вот вам кусочек!

Все бы ничего, только банк, признав незаконность взимания комиссии, почему-то решил, что возврата в 136 тысяч 500 тенге в качестве компенсации будет достаточно. Вместо положенной 461 тысячи! Аргументом столь основательного подрезания суммы Казком в своем ответе на жалобу заемщицы ссылается на предписание Нацбанка от 14 ноября 2014 года и обязательства Казкома по этому поводу с 15 июня 2015 года. А предыдущее требование регулятора за 2012 год никто исполнять не собирается.

Кредитный менеджер рекомендовал мне обратиться в суд. Потому что, с его слов (они записаны на диктофон), банк исполняет решения суда. Суд, конечно же, будет. Сразу после того как в ситуации разберется Нацбанк, а следом за ним – банковский омбудсмен.

Кстати, именно в офисе уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг мне сказали, что тогда, в июне, я зря пошла навстречу банку и отозвала свое заявление из Национального банка.

Особенно цинично на этом фоне выглядят вот эти вот обращения банка к заемщику: “Уважаемая Александра Александровна”, “Банк дорожит Вашим вниманием и заинтересован в дальнейшем развитии взаимовыгодных отношений”.

Карлыгаш МУХАМЕДОВА, Алматы