В Казахстане правила ПДД жестче, чем в Кыргызстане - эксперт - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Казахстане правила ПДД жестче, чем  в Кыргызстане - эксперт

В Казахстане правила ПДД жестче, чем в Кыргызстане - эксперт

Ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством аварий. И не всегда происшествие происходит по вине водителя.

  • 3 Августа 2017
  • 1378
Фото - Caravan.kz

Зачастую пешеход становится грубым нарушителем ПДД.

На днях стало известно, что президент Кыргызстана АлмазбекАтамбаев накануне подписал решение Совета безопасности, согласно которому пешеходов, ставших причиной ДТП, будут привлекать к ответственности.

Казахстанский юрист и правозащитник Евгений Жовтис высказал корреспонденту медиа-портала Caravan.kz свою точку зрения на это решение.

— Нужно ли Казахстану последовать примеру Кыргызстана?

— Лично я в недоумении. Очень странное решение, — говорит Евгений Александрович. — Дело в том, что и у Кыргызстана, и у нашей республики в законе предусмотрено наказание любому виновнику ДТП, водителю в обязательном порядке, но даже включая других лиц, участников происшествия: пешехода или пассажира.

Если пассажир или пешеход нарушил ПДД, и это повлекло тяжкие последствия в виде причинения тяжкого ущерба здоровью или средней тяжести кого-то из участников дорожного движения, то, соответственно, существует ответственность и для них. Единственное, что у владельца транспортного средства всегда была гражданская правовая ответственность: то есть виноват, не виноват, но он несет ответственность в любом случае, поскольку он является источником опасности при управлении автомобилем. Уголовная ответственность за правонарушения существовала всегда.

Я ознакомился с этой информацией и поднял Уголовный кодекс Кыргызской Республики, в нем есть Статья 285 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта», которая гласит:

(1) Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником
движения правил безопасности движения или эксплуатации всех видов
транспорта, если это повлекло причинение тяжкого или менее тяжкого
вреда здоровью потерпевшего, —
наказывается штрафом в размере до пятидесяти минимальных месячных
заработных плат либо арестом на срок до трех месяцев.
(2) То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного или
более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Поэтому, уголовная ответственность в Кыргызстане за нарушение ПДД была и есть. В нашей стране точно также.

Я могу предположить, что, возможно, они хотят увеличить ответственность пешеходов, даже если лицом (пешеходом) было совершено незначительное нарушение, и оно не повлекло за собой тяжкие последствия. Иными словами, административное правонарушение, которое, к примеру, несет в себе выплату штрафа, может измениться в уголовное наказание.

— Были ли внесены изменения в Уголовные кодексы Казахстана и Кыргызстана после распада СССР?

— Я не могу это совершенно точно сказать, но, по-моему, меры наказания остались те же или даже были увеличены. По ответственности водителей и пешеходов наказания существовали всегда. Это касается всех участников дорожного движения, тут как раз строится причинно-следственная связь: кто был нарушителем ПДД, чьи действия привлекли к тяжким последствиям и так далее. Если, например, пешеход в неположенном месте переходил дорогу или делал что-то непозволительное на дороге, в таком случае он несет такую же ответственность, как водитель. Только с единственным отличием: наказание у пешехода по срокам будет меньше, чем у водителя. Но это остается уголовно-наказуемым фактором конкретного лица.

Могут ли в нашей стране быть предусмотрены смягчающие наказания для пешеходов, совершивших незначительные нарушения правил дорожного движения?

— Я могу сказать, что наше законодательство в этом отношении значительно жестче, чем в соседней республике. Я вам приведу пример: ДТП, повлекшее по неосторожности смерть одного или более лиц по кыргызскому законодательству, несет варианты наказаний: это может быть штраф, это могут быть исправительные работы, а также это может быть лишение свободы сроком до трех лет.

В Казахстане это ограничение свободы до четырех лет, либо лишение свободы от четырех лет. Почувствуйте разницу! У нас нет штрафов и прочего, а сразу уголовная ответственность. Если в аварии погибло от двух и более лиц, то за это у нас в стране дают от трех до восьми лет лишения свободы.

Сложно сказать, какие были внесены изменения и были ли они вообще.

Видимо, речь идет о каких-то серьезных нарушениях, которые стоит рассматривать, как более опасные. Например, перебегает человек улицу в неположенном месте в состоянии алкогольного опьянения, тогда допустимо в этой ситуации из административной ответственности перевести в уголовную, так как пешеход подвергает опасности не только себя, но и он рискует жизнями огромного количества людей, которые в данный момент едут по этой же дороге, на которую он выскочил.

В данном конкретном случае водитель, чтобы избежать столкновений с пешеходом, будет вынужден увести авто в сторону, а при этом он может не справиться с управлением и вылететь на тротуар или на встречную полосу, вылететь, не дай Бог, на автобус, а это страшное дело. Поэтому не справиться с управлением в такой ситуации, к сожалению, возможно, особенно, когда откуда-то из кустов, еще и в темное время суток, внезапно выбегает человек. Поэтому и ответственность за это действие должна быть серьезной.

Может быть, кыргызы решили просто за серьезные правонарушения пешехода наказывать в уголовном порядке. Я много ездил по Кыргызстану, там действительно люди не соблюдают правил дорожного движения: ходят по середине дороги, перебегают улицу в неположенных местах, в том числе в населенных пунктах, и поэтому очень часто пешеходы являются виновниками происшествий.

И у нас в стране такая же ситуация.

Я много раз говорил, основываясь на своем трагическом опыте, что мы должны четко понимать, когда водитель выезжает на улицу или пешеход выходит на проезжую часть. Мы предполагаем, что все люди соблюдают правила дорожного движения, что никто не пролетит на красный цвет светофора, что обгон будет осуществляться по правилам, что пешеход будет переходить дорогу исключительно в отведенных для этого местах и так далее. А если мы не будем этого предполагать, что все должны быть осторожными и внимательными, то мы не сможем вообще ездить, потому что мы же не можем знать, что придет в голову тому или иному человеку. Поэтому надо полагаться только на себя.