– Виталий Иванович, насколько правомочным является решение суда сейчас, если учесть, что Адиль Тойганбаев не живет в Киргизии и не истекли ли сроки давности по этим делам?
– В соответствии с нашей Конституцией Казахстан, слава небесам, не выдает своих граждан иностранным государствам. В нарушение Минских и Кишиневских соглашений СНГ киргизская сторона отказалась передать дело на расследование и рассмотрение в нашу страну, несмотря на мои обращения и соответствующие запросы нашего генерального прокурора.
По срокам давности киргизы “подстраховались”: в ст. 67 УК КР “Давность привлечения к уголовной ответственности” устанавливаются следующие сроки по освобождению от уголовной ответственности со дня совершения преступления: течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия или суда. В таких случаях течение сроков давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной. То есть для Адиля срок давности не течет.
– А почему столь суровое наказание в виде 20 лет лишения свободы?
– Наказание назначено в пределах санкций их Уголовного кодекса путем сложения. Здесь основной вопрос не в размере, а в обоснованности вынесения обвинительного приговора.
Адвокат Адиля Еркиновича, участвовавший в заочном процессе, настаивал на его полном оправдании. Поэтому размер наказания, назначенного НЕВИНОВНОМУ, принципиального значения не имеет.
– Какими будут ваши действия по защите г-на Тойганбаева?
– Я, как казахстанский адвокат, не имею права участвовать в уголовном процессе в Киргизии. В течение 10 дней с даты оглашения приговора Первомайского районного суда города Бишкека его можно обжаловать в городской суд Бишкека…
Не сомневаюсь, что жалоба будет отклонена и приговор вступит в силу. Не для оправдания же Адиля Еркиновича все это затевалось органами прокуратуры соседней страны?
– Ваши действия?
– Наши действия – добиться от генерального прокурора нашей страны передачи дела и приговора на исполнение в Казахстан. Такой приговор по нашему законодательству и в соответствии с международными соглашениями подлежит признанию нашим судом.
– Может ли Киргизия потребовать выдачи?
– От Казахстана она этого требовать не может. Наша страна своих граждан не выдает. Кстати, как и любая другая…
Думаю, что сейчас после вступления приговора в силу киргизские правоохранители активизируют свои действия, направленные на международный розыск Тойганбаева. Есть надежда на то, что Интерпол тоже не признает приговор ввиду его очевидной политической мотивированности. Наша задача в данном направлении – работать над тем, чтобы убедить функционеров этой международной организации в незаконности и политической мотивированности преследования гражданина Казахстана.