Для выплаты штрафа казахстанскому капитану теплохода потребуется 85 лет - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Для выплаты штрафа казахстанскому капитану теплохода потребуется 85 лет

Для выплаты штрафа казахстанскому капитану теплохода потребуется 85 лет

Помнится, капитан “Летучего голландца” Дэви Джонс набирал команду, заключая с матросами контракт: каждый из них обязан был прослужить на проклятом корабле ровно 100 лет.

  • 21 Июля 2017
  • 3317
Фото - Caravan.kz

Похоже, экс-капитану теплохода “Калкан” Владимиру Исаенко пришла пора последовать их примеру: по решению суда он должен выплатить материальный ущерб в размере 84 миллионов 086 тысяч тенге. Но для этого ему придется прожить еще как минимум 85 с половиной лет. Впрочем, он не против.

Чтобы выплатить, надо стать долгожителем

Ведь беда в том, что сам Исаенко олигархом не является и виллами миллионной стоимости на берегу Женевского озера не владеет. Его зарплата составляет около 80 тысяч тенге. Поэтому если даже он будет отдавать ее целиком, то погасить долг ему удастся лишь через 85 с половиной лет. А если половину или четверть, то через 171 год или 342 года – соответственно.

…Морскую тематику во все времена окутывал ореол тайны и мистики: достаточно услышать слова “Летучий голландец”, как в памяти тут же всплывают страшные истории о призрачном корабле и его ужасной команде.

Правда, многие наши сограждане наивно полагают, будто в сухопутном Казахстане таких кошмаров уж точно нет. Конечно, определенный дефицит с морями-океанами у нас присутствует. Но это вовсе не означает, что ничего таинственного водная стихия подбросить нам не в состоянии. Подтверждением тому служит история о странном затоплении на Капшагайском водохранилище Алматинской области новенького теплохода “Калкан”. Он ушел на дно 7 апреля 2014 года.

А 27 июня 2017 года Капашагайский городской суд рассмотрел иск РГКП “Казахстан су жолдары” комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию в лице его Илийского филиала к бывшему капитану теплохода Владимиру Исаенко. Изучив материалы дела, суд вынес решение: взыскать с бывшего капитана материальный ущерб в размере 84 миллионов 086 тысяч тенге.

А также государственную пошлину в размере 2 миллионов 552 тысяч 580 тенге.

Так что же все-таки произошло в тот роковой день на Капшагайском водохранилище?

Сам Владимир Исаенко так описывает происшедший инцидент.

– В 2012 году наша организация называлась Илийское государственное предприятие водных путей, – начал свой невеселый рассказ бывший капитан. – Она занималась расстановкой судоходных знаков, обслуживанием реки Или и Капшагайского водохранилища, практически до границы с КНР. Тогда в Тюмени (РФ) для нашей организации заказали новый теплоход класса “О” (озеро).

Осенью 2012 года судно привезли в Капшагай в разобранном виде по железной дороге. Тогда я был в должности штурмана, помощника механика на теплоходе “Иртыш”.

Практически в одиночку собрал “Калкан”, а потом он простоял до декабря того же года. Затем теплоход поставили на баланс комитета транспорта в “запрещенном состоянии”, так как испытания на Капшагае не проводились. В апреле 2013 года их провели, но не в полном объеме. Надо было испытывать при ветре силой до 19 метров в секунду, а опробовали – при 12–14 метрах. В принципе судно слушалось и управлялось. Регистр присвоил ему класс “Э” (экспериментальный) и рекомендовал провести дальнейшие испытания по ветроволновому режиму и управляемости.

Ветром надуло?

– В 2014 году, 4 апреля, я получил диспетчерское распоряжение – приказ на выход 7 апреля, – продолжает Владимир Исаенко. – Меня назначили капитаном и сформировали команду из 6 человек. Мы должны были обслуживать реку Или с 220-го по 330-й километр – проводить промеры русла, расставлять знаки судоходной обстановки и по гидропостам определять примерный расход воды в кубометрах.

В 11 часов 7 апреля 2014 года вышли из Капшагая вместе с теплоходом “Иртыш”, на котором капитаном служит мой отец. У нас такая вот семейная династия получается, прадед и дед тоже работали в этой организации.

Через полчаса, когда мы прошли около 8 километров, внезапно сорвался шквал. Потом нам сказали, что порывы ветра достигали 20–25 метров секунду, но, возможно, было еще больше. Развернуться и уйти обратно в порт в таких условиях невозможно. Приняли решение идти по ветру, прикрываясь берегом, в ближайшую бухту. Это произошло в районе острова Барсучий. Дошли, в принципе, нормально.

Когда при заходе в бухту обошли остров, нас накренило до 20 градусов. Теплоход потерял управление и, простояв так минут 15–20, лег на бок. Я пересадил команду на “Иртыш”. Со мной был мой учитель, капитан, имеющий более 40 лет стажа, – Вергунов Николай Николаевич. Мы с ним пытались спасти судно, но не получилось. На “Калкан” накинули тросы с “Иртыша” и начали буксировать теплоход к берегу. Но он затонул. Глубина там метров 15–18, а до берега – 300. По моему мнению, теплоход завалило на бок ветром из-за большой надстройки.

На следующий день приехали заместитель директора Балхашского предприятия водных путей, заместитель директора ГУ “Регистр судоходства РК” и представитель комитета транспорта. Осмотрели место происшествия, я обо всем им рассказал. По заключению комиссии, в действиях экипажа ошибок не было. Через полгода в сентябре начали работы по подъему судна, а в октябре подняли его.

Как оказалось, за все время, пока теплоход пролежал на дне, туда не раз спускались любители дайвинга. Они побили все стекла, украли радиостанции, судовой колокол – рынду, штурвал…

Судно доставили в порт Капшагая, куда прибыли специалисты с завода-изготовителя из Тюмени. После ремонта надстройку обрезали, сделали короче, и ее вес, конечно, стал меньше.

По факту затопления теплохода 20 апреля 2014 года в отношении меня возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 295 УК РК, а 8 января 2015 года состоялся суд. Но так как из нового Уголовного кодекса РК данную статью удалили, то дело в отношении меня прекратили.

А потом организация подала исковое заявление, чтобы я возместил затраты по подъему судна и его ремонту.

В суд мы с адвокатом пригласили опытных судоводителей, но решение было принято не в мою пользу.

Бывший капитан надеется на апелляцию

В решении суда сказано, что… “при движении к острову капитан теплохода Исаенко В. В. не учел особенностей, устойчивости судна, дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево, дующего в левый борт сильного ветра и большой парусности судна… При этом капитан Исаенко В. В. при достаточности времени (15–18 минут) для спасения экипажа и судовых документов, нарушив требования п. 4 ст. 35 “Закона РК “О внутреннем водном транспорте” от 06. 07. 2004 года, а также пп. 81 и 82 устава службы на судах, не принял меры к спасению судового, машинного журналов, лоцманских карт, документов и ценностей”.

РГКП “Казахстан су жолдары” комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию РК затратило на подъем и ремонт судна государственные деньги. Их необходимо как можно скорее вернуть в бюджет. Но откуда бывший капитан возьмет необходимую сумму?

Если он не найдет способа быстро рассчитаться с государственным предприятием, то остается надеяться лишь на его зарплату. Правда, в таком случае ждать возмещения ущерба придется минимум 85 с половиной лет. Тут возникает вопрос: является ли Владимир Исаенко долгожителем? Этого не знает никто.

Впрочем, сам экс-капитан на это надеется и говорит, что даже бросил курить.

Кроме того, он вместе со своим адвокатом намерен в установленном законом порядке обратиться с апелляцией в судебную коллегию по гражданским делам Алматинского областного суда.

Иначе придется идти служить на “Летучий голландец”.

Шутка.

Бесспорно, быть долгожителем – хорошо, но жить долго с долгами, наверное, не очень?

P. S. У Владимира Исаенко трое детей, двое из них несовершеннолетние.