Мы видели всё, включая даже такую экзотическую дисциплину, как лыжное ориентирование. Однако вне нашего внимания оказался такой олимпийский вид, как санный спорт. Многие удивятся, но в Казахстане он действительно существует, а отечественные спортсмены выступают на этапах Кубка мира и бьются за олимпийские лицензии.
Инициативу не одобрили
– Наши зрители не видели соревнования по санному спорту, поскольку он не входит в программу Азиатских игр и Универсиады, – пояснил “КАРАВАНУ” президент Федерации санного спорта Казахстана, главный тренер сборной Александр СТАРКОВ.
– Соревнований у саночников немного: чемпионаты и Кубки мира да первенство Европы. Почему нет, к примеру, стартов в Азии, к которой относится Казахстан?
– Азиатской конфедерации санного спорта как таковой не существует. Хотя в состав Международной федерации санного спорта (FIL) помимо нас входят Китай, Китайский Тайбэй, Киргизия, Индия, Таиланд, Корея и Япония. Причем две последние в этом списке страны имеют собственные трассы. Я поднимал вопрос о создании азиатской конфедерации. К нам приезжал президент корейской федерации. Мы приняли устав, но FIL по неизвестной мне причине нашу инициативу не одобрила.
От россиян отказались
– Из всех олимпийских дисциплин по отсутствию новостей санному спорту равных нет. Кто входит в состав сборной? Где она тренируется? На эти вопросы вряд ли ответит даже самый информированный болельщик. О чем говорить, если федерация даже своего сайта не имеет?
– Конечно, мы работаем над этим. Федерация наша еще молода. Хотя санный спорт в республике существовал еще в 1970-е годы, о нем впоследствии забыли. Но в 2011 году, после двадцатилетнего перерыва в ДШНК открыли отделение санного спорта, и мы сразу включились в работу.
– На первых порах за сборную выступали исключительно россияне…
– Мы уже отошли от этой практики, хотя не все об этом знают. В прессе до сих пор появляются статьи о том, что якобы отечественных саночников в команде нет. Это не так. Никита и Роман Копыренко, Роман Ефремов, Денис Татьянченко, Анастасия Богачева, Анна Смирнова, Ирина Шукаева, входящие в состав сборной, имеют гражданство Казахстана. Это ребята из Алматы, а также села Панфилово и поселка Космос.
– Если ребенок решил заниматься санным спортом, то куда ему податься?
– Честно говоря, больной вопрос. В Республиканской школе высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта было отделение санного спорта. Оно просуществовало два года и закрылось ввиду отсутствия финансирования.
Олимпийское “наследие”
– Как развиваться в республике санному спорту без специализированной трассы?
– Об этом часто говорят и ставят нам чуть ли не в укор. Но санно-бобслейная трасса – это не только желоб для спуска, но и большое, дорогостоящее и энергоемкое сооружение. К примеру, в Сочи на ее строительство ушло 280 миллионов долларов. Сейчас в Турине разбирают олимпийскую трассу, потому что ее дорого содержать. Если бы Алматы получил Олимпиаду-2022, то у нас бы ее тоже возвели. Трассу планировали построить в районе лыжных трамплинов. Во всяком случае, там она находилась на макете во время презентации нашей заявки. Мы справляемся и без домашней трассы. У нас своя методика, которая себя по сей день оправдывает. Она основана на роликовой и общефизической подготовке. На лед мы выходим в латвийской Сигулде, где база была построена 30 лет назад для тренировок советских саночников.
Где японцы со своей трассой?
– Предстоящий зимний сезон – олимпийский. В 2014 году в Сочи выступала Елизавета Аксенова. Каковы наши олимпийские перспективы на Пхёнчхан?
– Отбор на Олимпиаду будет очень жестким. Лицензии на Игры распределят по рейтингу, в котором учтут результаты на этапах Кубка мира. В мужском рейтинге надо войти в число 39 лучших, в женских санях отберут 29 человек, а в двойках – 19. Ведущие страны имеют возможность брать по три лицензии в одиночных санях и по две – в двойке. И если они разберут максимум путевок на Игры, то нам просто ничего не достанется. Так что конкуренция будет высочайшей. У нас же команда самая молодая в мире. В ней выступают ребята 1998–2000 годов рождения. И им приходится соревноваться с корифеями санного спорта. Тем не менее результаты уже есть. В прошлом сезоне на этапе Кубка мира в Сигулде в мужской эстафете мы заняли 9-е место. У нас ребята в 18 лет выполнили норматив мастеров спорта международного класса. В своей возрастной группе мы сильнейшие в Азии. А где, спрашивается, японские и корейские саночники, у которых дома есть своя трасса?