Попробуй разберись
— Вся неразбериха начинается с вокзала, — говорит жительница Астаны Лилия Александровна. — Приехал человек, ему надо сориентироваться. А как? Справочного по городу нет, одна надежда на язык, который до Киева доведет. Остановки растянулись на полкилометра, где какой автобус останавливается – непонятно. Это разве мелочи, особенно для приезжих? Ко мне подруга ездит из Алексеевки, уже научилась здесь ориентироваться, а последний раз автобуса так и не дождалась: откуда ей знать, что он причал сменил. Поехала на другом, заблудилась. Это называется столичный сервис?
Сама я имела неосторожность сесть на свой автобус, не зная, что он изменил маршрут: на остановке не было никаких объявлений. Покатал он меня по всему городу. Почему бы не сделать табло, чтобы знать, куда движется автобус? Это что, проблема для столицы?
Таких пассажиров, которые “имели неосторожность”, в столице наберется немало. Уехать с левого берега “не в ту степь” в Астане легко, если не знать, по какой стороне кольца автобус движется в сторону старого города, а по какой – в противоположную. Об этом просветит только старожил, именно он в Астане играет роль бесплатного ходячего справочного бюро. Но старожил с левого берега теряется, если попадает на правый, и наоборот. И если по левому берегу бродит человек с растерянным лицом в поисках нужного автобуса, это еще не значит, что он приезжий…
Практически все маршруты – бесконечно длинные, нет экспресс-автобусов, поэтому так долго добирается служивый народ до работы и домой. Мы узнали, что протяженность маршрутов (полного круга) в Астане доходит до 70 километров, тогда как, к примеру, в Европе – максимум 12 километров. Но для безлошадных есть и утешительная информация: в управлении пассажирского транспорта разрабатывается новая маршрутная сеть города, протяженность маршрутов будет сокращена. Изменения власти обещают внести, когда в городе появятся новые автобусы, работающие на газовом топливе.
Стресс да и только
С указателями маршрутов в Астане действительно плохо. Их нет. То мизерное количество табличек, которые встретишь и на том, и на другом берегу, – не в счет. Левый берег – более обласкан вниманием, здесь можно увидеть нужный набор информации, есть схемы движения автобусов. Но, к сожалению, и этому нельзя доверять на все сто процентов. Свежий пример. Изучила сведения на остановке у Дома министерств, только подумалось: “Вот он, сервис, могут же”, как вдруг к “карману” причалил автобус № 50. А он вовсе не указан. Данные, надо полагать, устарели, и некому обновить информацию. На следующей остановке были указаны даже интервалы между рейсами. Прекрасно! Начинаю вникать: один маршрут есть, другой, третий, а четвертый (№ 10) отражен лишь частично. К обсуждению проблемы общественного транспорта подключились люди, стоявшие на остановке.
– Я учусь и работаю, да еще в больницу надо ездить, за день делаю пять-шесть пересадок – 500 тенге, – говорит девушка по имени Жанеля. – Беру проездной билет на полмесяца – 3 800, на месяц – 5 800. Это ужасно дорого! Да еще не всегда купишь – с проездными в Астане напряженка, они быстро заканчиваются. Сделали бы скидку для студентов. Хотя бы 45 тенге за поездку! Живу на лесозаводе, туда идут всего два автобуса, всегда переполненные, рукой пошевелить невозможно…
Пока Жанеля говорила о дорожных проблемах, ее автобус № 30, чуть притормозив на остановке, не открывая двери, поехал дальше…
Перемены только на словах?
Таких примеров, когда автобусы не останавливаются, масса на сайте управления пассажирского транспорта. И это полбеды. Беда, когда водители открывают дверь на ходу, и пассажиры вываливаются из автобуса. Одна из свежих записей: “Сегодня стали свидетелями кошмарного случая. Отъезжая от остановки, водитель не закрыл заднюю дверь, не реагировал на крики пассажиров даже после того, как женщина выпала из автобуса”.
– Сколько переломанных рук, сломанных ребер на совести водителей! – возмущается Светлана Ш. – Кто нас возит? Если не зацепишься руками за поручень, тебя мгновенно сдует как ветром. Все стояки в автобусах расшатаны из-за резкого торможения. Водители обгоняют друг друга, чтобы первыми влететь на остановку и забрать больше пассажиров. Это они делают ценой наших неудобств, а иногда и здоровья. В любом случае, поездка на городском транспорте всегда стресс. Если сядешь нормально, едешь спокойно, то замучают голосовой рекламой. В телевизоре ее можно переключить, а здесь? Мы – как заложники! С работы едешь, голова – как жбан, а они тюкают и тюкают!
Еще вопрос: от чего нас спасают остановочные комплексы? У нас что Сочи, Эмираты? Не спрячешься ни от жары, ни от мороза, ни от ветра. Рядом с остановками деревья были. Где они, кому мешали? В Астане уничтожить дерево очень просто. Бизнесмен норовит извести деревья рядом со своим магазином или офисом. Если не срубит, то бензином обольет…
Транспорт – одна из крупных отраслей столичного хозяйства, и она, судя по опросам, записям на сайте и собственным наблюдениям, нуждается в серьезных изменениях. Нам обещают: все изменится. Появятся “умные” остановки, где через светодиодное табло можно узнать время прибытия автобуса и получить другую информацию о движении транспорта. В рамках пилотного проекта планируется установить 30 информационных аппаратов на остановках и в других людных местах и максимально оснастить город информацией по общественному транспорту. Беда в том, что эти сведения мы почерпнули из материалов с информационного портала Tengrinews.kz за 2011 и 2012 годы. Действительно, зачем нынче тратиться на какие-то указатели, если в светлом будущем нас ждет информационный рай!