Днем лучше с огнем
Многие ждали, что наряду с принятием новых изменений и дополнений отменят статью, предписывающую движение в городах и населенных пунктах в светлое время суток с включенными фарами ближнего света или ходовыми огнями. Но эти надежды оказались разбиты вдребезги. В общем, как ездили днем с огнем, так и будем.
Разочарование коснулось и тех инвалидов, которые наивно полагали, будто сто граммов беленькой на дорожку – это не грех. Если раньше им грозил лишь крупный штраф, то теперь так называемый жол аяк обернется неминуемым лишением водительских прав.
Упрямцы, полагающие, что прохождение медицинского освидетельствования на предмет употребления алкоголя за рулем (статья 613 КоАП) наносит непоправимый урон их гордости, пусть готовятся распрощаться с баранкой не на два года, как раньше, а на целых три. Законодатели логично предположили, что раз на такой срок лишают прав нетрезвых водителей, то и “отказники” пусть тоже на 3 года в пешеходов превратятся.
Что касается торопыг, не желающих стоять в пробках и выскакивающих на встречку, то теперь к ним приравняли и любителей внезапных разворотов. Так, абзац первый части 3 статьи 596, гласящий, что “выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения в случаях, если это запрещено ПДД, влечет лишение права на управление транспортными средствами сроком на один год”, дополнен предложением: “в том числе сопряженный с разворотом или поворотом”.
В общем, любой поворот или разворот через сплошную линию разметки с 15 июля будет считаться выездом на встречную полосу.
Пешеход – не повод, чтобы нарушать
С 15 июля любители ходить “своим пешком” обязаны переходить через дорогу строго по пешеходным переходам. Если же таковых в пределах видимости не наблюдается, тогда на перекрестках – по линии тротуаров или обочин. Если же и перекрестка поблизости не видно, тогда, дорогие сограждане, извольте топать под прямым углом к краю проезжей части дороги. Пешеходам запрещено выходить из-за стоящего транспортного средства, не убедившись в отсутствии приближающихся автомобилей. Ожидать маршрутное транспортное средство или такси безлошадные граждане должны на остановочных пунктах. Если же их нет, то на тротуаре или обочине. Но не выскакивать внезапно на дорогу с протянутой рукой, выглядывая попутку.
Не забыты и те, кто своим внезапным появлением и зигзагообразной манерой практически бесшумной езды не раз доводил автомобилистов до предынфарктного состояния. Правильно, речь о велосипедистах, а также водителях скутеров и мопедов. Согласно новым правилам теперь мопедом считается двух- или трехколесное транспортное средство. Причем не обязательно с двигателем внутреннего сгорания – достаточно и электромотора. Поэтому владельцам электроскутеров тоже придется ставить их на учет и сдавать на права категории А1.
Кроме того, водителям мопедов, скутеров и велосипедов официально запретили кататься по пешеходному переходу.
Реверансы в сторону смягчения
Ну что это мы все об ужесточении да об усилении ответственности?
Не все так мрачно: взять хотя бы часть 1 статьи 601. В ней штраф за несоблюдение требований разметки вместо 5 снизили до 3 МРП.
Подарили повод для радости и любителям автомобильной росписи: запрет на аэрографию полностью отменен. Малюй не хочу!
Если истек срок водительского удостоверения, то сдавать экзамены на знание ПДД отныне не надо.
Обрадовали и граждан, с детства грезивших о трамваях. Права на управление этим видом общественного транспорта теперь будут выдавать не с 25 лет, а с того же возраста, с которого разрешена продажа водки, – с 21 года.
Снижен порог и для военных – удостоверения категории D и D1 они получат не в 19 лет, а на год раньше.
Отменен запрет на нерегулярные ночные – с 23.00 до 6.00 – перевозки пассажиров автобусами и микроавтобусами междугородного, межобластного, межрайонного и международного сообщения.
Гражданам государств, входящих в ЕАЭС, теперь можно заниматься коммерческим извозом.
Правда, вот исчезновение доверенности из перечня обязательных документов настораживает. Ведь для приобретения авто и прочих транспортных средств теперь достаточно будет лишь одного устного волеизъявления продавца и покупателя. То есть без оформления письменной формы сделки. Не воспользуются ли этим новшеством многочисленные мошенники?
Полицейских можно будет фоткать
В новых изменениях и дополнениях подробно расписаны права и обязанности полицейских. Так, тормозить авто они теперь будут не на основе “технических средств фиксации”, а на данных “сертифицированных специальных технических средств и приборов”. Короче, запись, сделанная видеокамерой сотового телефона, основанием для претензий являться не будет.
Остановив транспортное средство, сотрудник полиции должен: незамедлительно подойти к водителю, представиться и по требованию предъявить свое служебное удостоверение. Затем разъяснить причину остановки. Если нарушение зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, то полицейский предъявляет водителю соответствующие материалы для ознакомления.
Вместе с тем сотрудник полиции имеет право на остановку транспортного средства в ходе “оперативно-профилактических, оперативно-розыскных, охранных, антитеррористических мероприятий, которые проводятся правоохранительными и специальными государственными органами”.
Кстати, из статьи 613 исчез запрет для пассажиров покидать салон автомобиля без разрешения полицейских. А водителю официально разрешено запечатлевать образы стражей порядка на фото и видео.
За понты надо платить
Автолюбителям, жаждущим “красивых” номеров, придется выложить немалые суммы.
Госномерами повышенного спроса будут считаться такие, где имеются повторения буквенных и цифровых обозначений. Например, 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070, 077, 080, 090, 707, ААА, BBB и т. д. Их стоимость – 5 700 процентов от МРП.
Короче, привыкайте, дорогие граждане, к нововведениям.
За цифры 100, 111, 200, 222, 300, 333, 400, 444, 500, 555, 600, 666, 700, 800, 888, 900, 999 продолжат взимать 13 700 процентов от МРП. Если к этим цифрам добавить еще и одинаковые буквенные обозначения, то их цена подскочит до 19 400 процентов от МРП. Еще дороже – 22 800 процентов от МРП – обойдутся номера 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777.
Эти же цифры на одной пластине госномера с одинаковыми буквенными обозначениями благодаря новой редакции Кодекса РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” обойдутся автовладельцам в 28 500 процентов от МРП.