Глава Лондонского кинофестиваля: мы работаем на публику - Караван
  • $ 488.11
  • 530.09
+13 °C
Алматы
2024 Год
3 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Глава Лондонского кинофестиваля: мы работаем на публику

Глава Лондонского кинофестиваля: мы работаем на публику

"Лондонский кинофестиваль – главным образом фестиваль для публики. Так он начинался, и таким он остается и сейчас, более чем полувека спустя", - так начала отвечать на мой вопрос о том, что собственно отличает ЛКФ от десятков и сотен его собратьев, расплодившихся за последние десятилетия в великом множестве по всей планете, его арт-директор Сандра Хеброн.

  • 13 Октября 2010
  • 630
Фото - Caravan.kz

"Самые известные мировые фестивали – Венеция, Канн, Берлин – ориентированы главным образом на профессионалов и на прессу. Мы ориентированы на публику", — добавила она.

Мне это определение кажется невероятно точным. Мне доводилось бывать на немалом количестве фестивалей, а Лондонский я освещаю и вовсе вот уже почти полтора десятка лет. Это действительно фестиваль для зрителей. Отсутствие конкурса, красной дорожки, безумного наплыва звезд с одной стороны и обширная, разнообразная, тщательно сбалансированная программа, представляющая лучшее, что есть в мировом кино.

Судите сами: 197 художественных, 112 короткометражных, 36 документальных фильма из 67 стран мира. 11 мировых премьер, 33 европейские премьеры, 113 британских премьер. Как обычно — все это изобилие поделено на разделы. Несколько слов о каждом.

"Гала-показы" – это, как правило, что-то грандиозное, громкое, привлекающее массовую публику.

"Новое британское кино" — тут все понятно – свое родное, как его не показать. "Французские обороты" — британцы традиционно со смешанным чувством любви и ревности тщательно следят за тем, что делается у соседей через Ла-Манш. "Кино Европы" — вся остальная старушка-Европа, кроме Франции, в том числе и Россия. "Мировое кино" — широчайшая палитра: Азия, Африка, Латинская Америка, здесь же и весь американский кинематограф (отдельной категории в отличие от французского он не удостоен), сюда же попадают и фильмы из бывших советских республик, в этом году есть фильм из Киргизии. "Эксперимент" — название говорит само за себя, как всегда, — настоящий пир для любителей новаторства.

"Сокровища из архивов" — тоже, в общем, понятно, хотя интересно, что в последние годы понятие "архива" стало меняться. Если раньше это были сугубо немые, черно-белые фильмы не позже, скажем, середины 30-х годов, то теперь в программу архива попадают и относительно недавние, по мнению организаторов, незаслуженно забытые шедевры – типа знаменитого "Мост через реку Квай", снятого в 1957 году фильма британского режиссера Дэвида Лина, считающегося одной из лучших картин о Второй мировой войне. Сюда же попал и шедевр ранней советской кинодокументалистики "Человек с киноаппаратом" легендарного Дзиги Вертова.

Одна из главных характеристик зрительского, а не профессионально-киношного фестиваля – почти полное отсутствие звездно-конкурсной программы.

Однако в последние годы я стал замечать, что фестиваль стал все же тяготеть если не к гламурности Канн и Венеции, то, во всяком случае, к царствующей там атмосфере конкурса. Нет, пока у нас в Лондоне нет ни Золотой пальмовой ветви, ни Золотого Льва или Серебряного медведя (видимо непросто будет придумать не захваченный еще другими фестивалями яркий образ для названия главного приза), как нет и привычной разветвленной сети призовых категорий – лучший режиссер, лучший актер, лучшая актриса и т.п.

Наград всего пять, и они довольно скромные: стипендия Британского киноинститута, лучший документальный фильм, лучший британский дебют, самый оригинальный и новаторский фильм, и, наконец, главный приз — лучший фильм фестиваля.

Но и тут есть особенность. Из всего обилия показанного кино за главный приз борются всего-навсего 11 лент. Есть среди них, впрочем, и российская – "Как я провел этим летом" пользующегося растущим авторитетом в Европе Алексея Попогребского – в число конкурсантов ее поставила сама Сандра Хеброн ("невероятно сильная и мощная работа" — сказала в интервью Русской службе арт-директор фестиваля). Картина эта уже удостоена одного из главных призов Берлинского кинофестиваля.

Также в число конкурсантов попал и главный лауреат Каннского фестиваля этого года – фильм из Таиланда "Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни". Ну и необычайно широкое представительство британского кино, пять из одиннадцати претендентов — фильмы британские. В их числе и два фильма, удостоенные особой чести – открывать и закрывать фестиваль. Это – соответственно – "Не отпускай меня" Марка Романека и "127 часов" прошлогоднего лауреата "Оскара" Дэнни Бойла.

Ну и, наконец, о фильмах российских. Их в программе официально четыре. Кроме уже упомянутого "Как я провел этим летом", "Перемирие" Светланы Проскуриной (лауреат Сочинского "Кинотавра" этого года), "Овсянки" Алексея Федорченко, с успехом уже показанные на недавних фестивалях в Венеции и Торонто, и "Книга Мастеров" — первый российский фильм для знаменитой компании Walt Disney.

Есть еще несколько короткометражек: "Маша и медведь: первая встреча" режиссера Дениса Червяцова, "Другая" режиссера Анны Шепиловой и "Вот" режиссера Виктора Олимпиева.

Следует, наверное, упомянуть и уже отмеченный в Каннах фильм "Счастье мое" Сергея Лозницы. Номинально картина совместная украинско-германская, но на самом деле – русский фильм, российского режиссера, о жизни в России.

Источник: русская служба BBC.