ЦРУ следит за казахстанской торговлей. Как наши бизнесмены попали под американские санкции - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ЦРУ следит за казахстанской торговлей. Как наши бизнесмены попали под американские санкции

ЦРУ следит за казахстанской торговлей. Как наши бизнесмены попали под американские санкции

300 тысяч долларов потерял “Банк Астаны”: один казахстанский импортер купил товар в Китае, но деньги своему поставщику отдать не смог. При переводе из одной страны в другую они потерялись в банковских джунглях. Никто не может сказать, где эти деньги были и куда они прилетят в итоге. А банкиры теперь бегают от своих клиентов через черные входы.

  • 30 Июня 2017
  • 6169
Фото - Caravan.kz

– Мы работаем с Китаем уже два года. Ввозим в основном товары народного потребления. Всегда дисциплинированно оплачивали свои заказы. Сейчас надо экономить, поэтому решили поработать с “Банком Астаны”. Конвертация валюты здесь на тенге с доллара дешевле, – рассказал представитель казахстанского ТОО “Карго 863” Владимир Жидков. – Первый платеж в 119 тысяч долларов мы отправили 12 июня. Потом перевели еще 183 тысячи. На оба перевода банк выдал подтверждающие документы от системы SWIFT. И все. Потом ни мы, ни в Китае, ни в Казахстане этих денег не видели.

Самая первая мысль, которая приходит в голову, – банк крутит деньги клиентов?

12 июня 2017 года курс был 316 тенге. Он начал падать 30 мая. То есть подумать и решить играть на понижение тенге время было. 21 июня – уже 325,77 тенге. И, судя по тенденции, падение продолжится. Придерживая только эту сумму денег, игрок мог получить на разнице 3,5 миллиона тенге. Или 11 тысяч долларов.

На эту версию играет поведение регионального управляющего директора алматинского филиала “Банка Астаны” А. Торутаева. Сначала он не хотел встречаться с отправителем денег. Потом, по словам собеседника, попросту сбежал он него.

– В понедельник я снова пытался встретиться с Торутаевым. Приехал в банк после обеда, зашел в приемную, – рассказывает Владимир Жидков. – Секретарь сразу: “Начальник занят”. Я в ответ: “Хорошо, но я не уйду, пока меня не примут”. Сел и ждал. Через полчаса я вышел покурить. Пришел – а директора уже нет. Как так?! Говорят: ушел, не дождался. Потом узнал, что в офисе банка есть боковая дверь, через которую он и сбежал.

На следующий день юрист компании обратился за помощью к службе экономических расследований. И уже в присутствии ее сотрудников состоялась первая встреча с управляющим филиалом. Во время беседы он сообщил, что деньги были переведены другому банку-корреспонденту – “Промсвязьбанку” в Москве. Также он пообещал, что перевод все-таки будет закончен, попросив подождать 2–3 дня…

Отправили в банк официальный запрос. Он ответил, что деньги зависли в Bank of New York – банке-корреспонденте “Промсвязьбанка”. Он требует уточнить адреса поставщиков ТОО “Карго 863”. Потом потребовал подтверждение, что ТОО не финансирует террористов и не входит в санкционный список в отношении России. На все запросы казахстанская компания ответила. Но утром 21 июня деньги в Китай так и не поступили.

Вечером этого же дня первый платеж “упал” на счет в Китае.

– Ждем второй платеж. Надеюсь, все будет хорошо. А потом забуду все это как страшный сон, – сказал по телефону г-н Жидков.

Справка “КАРАВАНА”

Формально SWIFT – система удобная. Больше 10 тысяч банков из 200 стран подключены к ней, имеют персональный адрес для идентификации абонента. Банкам не надо строить цепочку взаимных списаний и зачислений. Достаточно указать отправителя и получателя, и система автоматически определит оптимальную цепь взаиморасчетов.

SWIFT не переводит деньги, а списывает их со счетов одних и зачисляет на счета других. Потому система дешевая. И безопасная: отследить деньги, не имея спецправ, невозможно. Ни одна разведка полного доступа к данным не имеет. Кроме США.

Дело в том, что для международных переводов надо использовать банк-корреспондент в стране, где валюта является национальной. Если это доллар, то деньги идут через Америку. И тут кроется засада!

После 11 сентября 2001 года Вашингтон добился согласия SWIFT на раскрытие информации о всех взаиморасчетах. Получается, что казахстанская тэоошка (имярек) покупает сланцы в Китае, а ЦРУ уже знает, куда, от кого и сколько копеек ушло. И, как видим, Штаты активно собирают информацию, еще и требуют новых данных.

А вот наши спецслужбы такой возможности лишены. Поэтому международные дела для них – темный лес. Вывоз денег они могут расследовать, только если на контакт пойдут коллеги из других стран. Что происходит не всегда.

Форточка туда, блин

Спросите среднестатистического клерка в любом банке Америки: чем отличается Казахстан от Афганистана? Он задумается, а потом уверенно скажет, что это недалеко от Пакистана. Простому американцу до лампочки, что происходит в другой части мира. Для него все самое интересное происходит дома. Во многом он прав. Так воспитывается патриотизм при невысоком уровне образования.

Именно такие вот клерки принимают рутинные решения. Увидев “-стан”, он призадумается. Ему уже просквозили мозги CNN и Псаки. И он совершенно правильно задастся вопросами: а может, это деньги террористов? “-стан”? Это где-то в Пакистане?..

“Астана банк” – средний по капитализации. Наверное, поэтому в истории возник другой банк-корреспондент – московский “Промсвязьбанк”, третий по размеру в России. Он один из немногих крупных институтов, который не попал под антироссийские санкции Запада. И он выиграл от них, увеличив объем переводов за счет конкурентов. Но так как поручение поступило из России, то Bank of New York будет проверять его по санкционному списку. Тем более этот банк уже обвиняли в отмывании русских денег и проводили против него расследование. В итоге казахстанские деньги блуждают в банковских джунглях из-за конфликта между Россией и США.

Такие риски банки должны учитывать. Это не первый подобный случай. Что уже говорит о профессионализме сотрудников “Банка Астаны”.

Казахстан – США – Китай – транзит

Другой важный момент: казахстанская компания покупает товар в Китае на доллары. Никто в Китае даже не думает работать с тенге. А юань у нас валюта экзотическая. В апреле покупка/продажа доллара в обменниках составила 323 миллиарда тенге, юаня – 1,5 миллиарда. Объемы… рядом не стоят.

Та же SWIFT позволяет удобно решать проблему. Но только через доллар или евро. Эти две валюты стали базой, с оглядкой на которую конвертируют все остальные единицы. Так сейчас переводятся тенге в гривны, тугрики – в манаты, сомы – в леи. Идет двойная конвертация, но это все равно удобно.

Справка “КАРАВАНА”

По данным Европейского банка, доллар остается основной валютой при международных сделках. На его долю приходится 80 процентов всех платежей. Поэтому простой, казалось бы, платеж через одну границу на самом деле пару раз пересекает океан и создает множество проблем всем: импортеру, экспортеру, банку, его корреспондентам, государству.

Было бы гораздо проще, если бы работала региональная платежная система. Но ее нет. Россия после введения санкций создала аналог SWIFT, в котором уже работает половина банков страны. Китай тоже имеет свою платежную систему, к данным которой американцев не подпускают. Ведущие банки предлагают их объединить или построить новую систему на базе одной национальной. Тогда бы и центральные банки четко знали, куда уходят деньги, и уровень долларизации экономики упал, и для спецслужб система стала прозрачной. Но ничего пока не получается.

Этот банковский детектив пока не закончен. “КАРАВАН” продолжает следить за его развитием.