Согласно теории экономического роста, человек стремится зарабатывать больше. И с увеличением доходов больше потребляет. Всего – продуктов питания, одежды и обуви, бытовой техники, химикатов, предметов быта, аксессуаров…
После первичного насыщения потребитель начинает покупать товары подороже: он переходит от количества к качеству. Изменяется состав мусора: сначала это пищевые отходы, потом упаковка. Два самых крупных его производителя в мире – Монако и Сингапур. Каждый житель этих стран производит более 3 килограммов мусора в сутки. Это плата за экономическое развитие. Житель развитой, но компактной Дании производит 2,2 килограмма мусора. В такой крупной и более разноплановой стране, как США, 300 миллионов человек производят по 2 кило на брата. Греция – меньше кило. Внимание, вопрос: чья экономика сейчас в кризисе?
Если умножить этот объем на население, то куча на каждую страну получается колоссальной. США ежегодно производят около 230 миллионов тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Россия – 65 миллионов. В Японии – 50 миллионов тонн. В XX веке проблема ТБО стала международной.
Каждый решает проблему по-своему. По данным Евростата, Германия половину своих ТБО перерабатывает, треть сжигает, получая электроэнергию. Швеция и Швейцария стараются мусор сжечь. В итоге из продуктов сгорания получают брикеты, который занимают до 2 процентов от первоначального объема. Но их все равно нужно где-то хранить. И это тоже проблема.
Правительство Сингапура решило вопрос творчески.
По данным национального агентства по охране окружающей среды, в 2015 году город произвел 7 миллионов тонн мусора. Эта цифра постоянно растет. С населением в 5 миллионов человек Сингапур рисковал стать похожим на такие многомиллионные города, как Мумбаи, Джакарта, Бангкок и Манила с реками отходов и горами из мусора. Уже в 2000 году полигоны ТБО вокруг города были переполнены. Мусор вытеснял людей в море. Решили сделать наоборот.
Тон в работе задавал премьер-министр Ли Куан Ю, чью книгу “Сингапурская история” так любят цитировать казахстанские министры. В своем труде он показал свое жесткое отношение к мусору, который так любили разбрасывать его сограждане. А жевательную резинку он прямо называл мерзостью, которой не место в городе.
В 2001 году была запущена программа по стимулированию переработки мусора. К концу 2005 года в ней принимали участие уже 56 процентов семей.
Одновременно запустили программу сжигания. Сейчас на четырех электростанциях, сжигающих мусор, вырабатывается 3 процента всего электричества страны. Сегодня Сингапур перерабатывает 60 процентов мусора, 38 процентов сжигает. Остальные 2 процента отправляет на полигоны. Но и это много. Ведь вся площадь страны была чуть больше Караганды.
Выбрасывать мусор в море отказались. Сингапурский пролив – самый напряженный участок на маршруте из Азии в Европу. Здесь проходит 50 тысяч судов в год. Само собой, это и самая загрязненная акватория.
До начала 1990-х годов на небольшом островке Семакау располагалась рыбацкая деревушка. Правительство приобрело его земли и переселило всех жителей на Сингапур. Остров решили сделать современной свалкой.
В апреле 1999 года здесь начались мелиоративные работы. Сначала соорудили каменную насыпь – каркас по периметру будущего большого острова. Разбили очерченную зону на “бассейны”. Перед началом загрузки золы в определенный отсек его освобождают от воды. Затем буксир транспортирует контейнер-мусоровоз к месту строительства. Золу высыпают в специальные пластиковые ячейки и закрывают плотной мембраной. Сверху ячейки засыпают слоем почвы для посадки растений. Так шаг за шагом остров растет.
В этот кусок земли уже засыпано более 60 миллионов кубометров мусора. Площадь острова выросла до 350 гектаров. По расчетам инженеров, он может служить “свалкой” до 2045 года. То есть будет расти и дальше.
Творческое решение стоило 400 миллионов долларов. И позволило создать уникальное место. Семакау превратился в экологический рай, засаженный деревьями. Здесь есть даже свой коралловый питомник. С 2010 года он открыт туристам, для которых работает паромное сообщение.
За счет такой работы площадь Сингапура выросла до размеров Алматы.
В Казахстане нет необходимости насыпать искусственные острова, чтобы увеличивать свою территорию. Земли в нашей стране много, и это расслабляет. Мы относимся к нашему главному богатству потребительски. В итоге на 4 тысячах полигонов – легальных и не очень – скопилось более 43 миллиардов тонн отходов производства и потребления. При таких колоссальных объемах у мусороперерабатывающих заводов не хватает сырья для работы, так как в стране нет ни системы, ни культуры раздельного сбора. На переработку уходит лишь 5 процентов отходов.
С ростом наших доходов культура и законодательство остались где-то позади, поэтому мы по-прежнему свозим свой мусор на свалки. Нам невыгодно его перерабатывать. В итоге бутылки и стекло стали элементами ландшафта степи.