Полицейские Астаны невзлюбили уличных жонглеров и музыкантов - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Полицейские Астаны невзлюбили уличных жонглеров и музыкантов

Полицейские Астаны невзлюбили уличных жонглеров и музыкантов

Атмосферу городов «делают» люди на улицах. Мимы в Париже, рокеры в Санкт-Петербурге… Столица Казахстана пока может ассоциироваться только с чиновниками.

  • 25 Мая 2017
  • 1552
Фото - Caravan.kz

Но город молодой, здесь тоже есть ребята, способные развлечь эффектным представлением праздную публику. И все они надеются, что уж этим летом, когда в Астану съедутся туристы со всего мира, акимат не будет препятствовать уличному искусству.

ДАВАЙ УСТРОИМ ПОЖАР!

Вот уже несколько лет гуляющую по столичной набережной публику по вечерам в выходные развлекают мастера жонглирования огнем. И, если лет пять назад это были лишь попытки «зажечь», то сейчас команда уже стала профессиональной, ребят приглашают выступать на корпоративах и частных вечеринках.

— Мы начали жечь огонь просто потому что было интересно это попробовать. Начинали с бензина и тряпочек, ошметки с огнем летели во все стороны. Потом из интернета узнали о том, как «жечь» правильно – заменили бензин керосином, а тряпки асбестом. В интернете советуют кевлар, но у нас в городе его не найти. Когда немного научились, решили выйти на улицу. С одной стороны – нам нужна была площадка для репетиций, с другой – это некий вызов себе: сможем ли выступать перед публикой? – вспоминает один из основателей столичного фаер-движения Леша ВЭЙН (Верес).

Публика, не особо избалованная уличными перфомансами, встретила фаерщиков на ура. Каждое представление на набережной за считанные минуты собирает толпу зрителей. Они же и предложили жонглерам кидать на землю шапку, в которой можно было бы оставить благодарность за эффектное шоу. На профессиональном сленге уличных актеров такой способ заработка называется «аск».

— Мы, если и аскаем, то больше не ради каких-то заработков, а элементарно – чтобы окупить керосин. Когда предложили выступить с шоу на вечеринке, нашей первой реакцией были шок и эйфория: неужели жечь можно с выгодой? Это не бешеные гонорары, если каждый из нас имеет с выступления тысяч 5 тенге – уже хорошо, — рассказывает Вэйн.

ТЫ ТУДА НЕ ХОДИ. И СЮДА НЕ ХОДИ

Хотя до сих пор за свое искусство столичные артисты чаще страдают: через пару минут после начала представления к уличной труппе приходят «режиссеры в погонах».

— Полиция, особенно на Набережной, где много народа, нас не любит. То они говорят, что выступления незаконны, то о том, что поступили жалобы от людей, то еще что-нибудь. Но при этом ни разу не сказали, какой именно закон мы нарушаем и кому конкретно мешаем. Бывали случаи, когда сами зрители вставали на нашу защиту и требовали, чтобы полицейские не мешали выступать. Иногда это срабатывает, — вспоминает жонглер-самоучка Андрей ОСИПОВ.

Гоняют фаерщиков, гоняют жонглеров, гоняют уличных музыкантов… Особенно строги стражи порядка с теми, кто пытается аскать. Поэтому сейчас уличные артисты чаще выступают подальше от центральных аллей – в парке имени Кемаля Ататюрка. Здесь служители порядка ходят реже, и как следствие, реже угрожают энтузиастам обезьянником. Но совсем недавно артистов предупредили, что их выступления обсуждались на самом высоком уровне в РУВД. Что это значит – молодые люди не поняли, но надеются, что им перестанут мешать выступать. Все-таки, на носу «Экспо», а интуристам нужны зрелища. К которым уличные представления вполне относятся.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ БУМАЖКАМИ

Такой строгий надзор за стрит-жонглерами, как отмечают молодые люди, только в Астане. В регионах полицейские более лояльны. Во многом именно поэтому то же фаер-шоу замечательно развито в Караганде, где даже есть своя школа для всех желающих научиться правильно «жечь». Славятся фаерщики Кокшетау и Петропавловска. А в Астане в это время царит бюрократия.

— Нам сказали, что надо написать в акимат заявление с просьбой выделить место для представления. В принципе, сделать это несложно. Но в акимате требуют кроме справки о пожарной безопасности и других логичных документов, чтобы мы выступали от какого-нибудь юридического объединения. Но где его взять? Получается, кто-то должен что-то на себя зарегистрировать, а как? Мы же все работаем, у каждого свои заботы. Просто у нас есть хобби, которое нас объединяет по вечерам, — недоумевают уличные артисты.

При этом, как опасается Леша Вэйн, чиновники все равно сделают по-своему:

— Весной в Астану приезжали мои друзья из Алматы, хотели провести антимеховую акцию протеста. Они просили площадку в старом центре города, но акимат отказал и отправил их на окраину, где практически нет людей и даже машинам сложно остановиться. Где гарантия, что с нами не поступят также? А какой смысл выступать без публики? – недоумевает он.

ДОМ ШАПИТО

— Пожалуй, можно было бы и создать какое-нибудь общественное объединение, если будет, хотя бы шанс, что его поддержат. Ко мне часто подходят зрители и просят научить их жонглировать. В основном это – подростки. Я их учу по вечерам, абсолютно бесплатно и на улице. Хотя в идеале для жонгляжа нужно закрытое помещение с зеркалами. Бывает, я через знакомых могу такое помещение найти, но это разово. Если бы акимат просто предоставил нам зал для репетиций, было бы круто. Потому что интерес к такому роду занятий у людей есть, — говорит Андрей Осипов.

О том, чтобы поучаствовать в каких-то официальных мероприятиях уличные артисты Астаны даже особо не мечтают:

— Можно было бы что-то придумать с «Жас Отаном», но тут два но: во-первых, они требуют, чтобы все было в их формате, который не всегда подходит нам, а во-вторых, они так любят все себе приписывать, что о нас как о личностях никто со временем и не вспомнит. Ну и, вдобавок, у нас в тусовке люди разные. Некоторые принципиально не хотят, чтобы их отождествляли с официальными структурами, — говорит Вэйн.

— Недавно на «Экспо» набирали волонтеров для уличного шествия. Я пришел на кастинг, они сказали, что все замечательно, и с понедельника – на репетиции. Ради их репетиций я, получается, должен уволиться с работы, потому что они на вечер их перенести не могут. Естественно, подходит такой график, может быть, студентам. И то не факт. Потому что сейчас многие, особенно те, кто умеет что-то делать, работают, — рассказывает о своей попытке влиться в официальный поток Андрей Осипов.

Напоследок ребята поделились мечтой: зажечь на уличной сцене возле дворца «Жастар». Сейчас они выясняют, что для этого нужно. Но надеются, что успешно пройдут все бюрократические препоны и устроят большое представление уже в начале лета. В концерте будут задействованы все желающие самоучки. А их, как уверяет Андрей Осипов, в городе достаточно много. Кто-то занимается акробатикой, кто-то ходит на ходулях, кто-то сочетает в себе несколько умений. Но пока шапито не востребовано чиновниками и пресекается правоохранителями, умельцы светиться не хотят.

Астана