Они смогли поклониться могиле своего деда – рядового красноармейца из села Кособа Западно-Казахстанской области, отдать дань глубокого уважения всем солдатам, защищавшим Родину в Великой Отечественной войне.
Хамсина Есмулдинов ушел на фронт сразу, как только началась война. Работал председателем Кособинского сельского совета и понимал: Родина в опасности, и он должен первым показать пример своим односельчанам и внести свою лепту в дело защиты страны. Дома у него остались жена Аккенже и четверо сыновей, самому младшему из которых едва исполнилось три месяца. Максот Хамсин, которому тогда было всего 4 года, вспоминает, как тяжело им жилось в те годы.
– Наша мама работала дояркой, мы помогали ей, но было очень тяжело. У нас не было ни еды, ни одежды, в рваных валенках пасли скот. От отца приходили письма. В 1943 году пришло два письма, где он сообщал, что был ранен, находится в госпитале. В следующем письме он писал, что сражается с фашистами, был второй раз ранен, опять лечился. Третьим письмом нам домой принесли “кара кагаз”. Помню, как все плакали… – вспоминает он.
В похоронке сообщалось, что Хамсина погиб во время сражения в Белоруссии, но где именно, не указывалось. Попытка сыновей после войны выяснить место захоронения своего отца не увенчалась успехом. И лишь недавно, после передачи Россией базы данных казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, удалось найти зацепку.
– Один из наших братьев нашел в военкомате информацию о том, что дед погиб в Белоруссии в Гомельской области. Потом через Интернет в базе данных нашли его фамилию. Но было много неточностей в буквах фамилии. Настоящее имя деда Есмулдинов Хамсина. Нам дало уверенность в том, что это именно наш дед, то, что в листе, составленном в 1943 году о безвозвратных потерях, написано: жена Аккенже. Имя бабушки стало ключевым моментом в том, что это именно наш дед, – рассказывает внук солдата Марат Хамсин.
Хамсина Есмулдинов сражался в 224-м стрелковом полку 41-й стрелковой дивизии. Участвовал в одном из самых кровопролитных сражений, которое вошло в историю как Жлобинское. Красноармеец Есмулдинов погиб под селом Денискович и был похоронен в братской могиле. После войны в середине 60-х годов советским поисковикам удалось идентифицировать большинство тел. У каждого была капсула, в которой хранился клочок бумаги с его именем и фамилией.
– Когда мы собрались ехать к месту захоронения деда, позвонили в Гомельский военкомат, военком спросил нас: уверены ли мы, что это именно наш дед? Мы ответили – да, потому что все сходилось, – рассказывает Марат Хамсин.
По приезде выяснилось, что рядовой Есмулдинов после войны был перезахоронен в общую братскую могилу возле села Майское. Рядом построен мемориал, где вписаны фамилии более полутора тысяч солдат.
– По традиции мы отвезли туда землю из родного села Кособа, откуда он ушел на фронт, почитали Коран. Мы выполнили свой сыновний, семейный долг и сейчас чувствуем удовлетворение, облегчение, – отмечает Марат.
У Хамсина Есмулдинова от четверых его сыновей родилось 19 внуков, 36 правнуков и 8 праправнуков, которые чтят память о своем деде и каждый год 9 Мая идут к Вечному огню, чтобы отдать дань уважения.
Уральск